Россия, переулок Сивцев Вражек
Телефон:
+7 (495) 620-81- Показать номер
whatsapp telegram vk email

Тест — ведущее полушарие мозга, определение типа характера

  • Правое и левое полушария — в чем отличие?
  • Как развить левое полушарие
  • Как развить правое полушарие
  • Развитие межполушарного взаимодействия

Несмотря на стремление родителей к всестороннему развитию детей, в современном мире баланс часто нарушается. Школьная система большее внимание уделяет левому полушарию. А многие альтернативные системы образования, напротив, стараются максимально «прокачать» творческое направление у ребенка, забывая о необходимости развития логического и аналитического мышления. Перекос идет в любом случае, и важная задача родителей его устранить.

Тайна полушарий головного мозга

Загадки головного мозга: тайна двух полушарий
Наше время – эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов… Но высшей загадкой природы до сих пор остается мозг человека.

Тайна полушарий головного мозга

головной мозг, самопознание

Наше время – эпоха поразительных открытий: расшифровка генома, клонирование, трансплантация органов. Но еще в 30-х годах прошлого века академик И. П. Павлов заметил: ход естествознания впервые заметно приостановился перед высшей загадкой природы – думающим мозгом. Кибернетики назвали мозг черным ящиком. Мы знаем, какая информация входит в мозг, и можем судить о том, как это отзывается на поведении человека, на его мыслях и чувствах. Но что там происходит внутри – в этом ящике?..

Головной мозг имеет два полушария: левое и правое. Но они складывались в разное время: миллионы лет человек жил только с правым полушарием, а затем появилось еще одно, что усложнило картину. Оказалось, что эти два полушария совершенно автономны. Они «говорят» на разных языках и, как правило, не слышат друг друга.

Ученый Калифорнийского университета Роберт Орнстейн доказал: если более «слабое» полушарие стимулируется и привлекается к работе вместе с более «сильным» (ведущим), эффективность деятельности человека возрастает в 5–10 раз.

Тест для определения ведущего полушария мозга

Для того чтобы определить ведущее полушарие своего мозга, можно пройти довольно простой тест, который предполагает выполнению четырёх простых заданий. При выполнении положенных заданий, рекомендуется фиксировать результаты на бумаге, чтобы попросту не забыть. В конце должно будет получиться просто сочетание из четырёх букв.

Итак, что из себя представляет это тест:

  1. В первом задании нужно просто согнуть перед собой руки, а затем переплести пальцы. Тут нужно отметить большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует написать букву Л, если правой, то П;
  2. Обе руки потребуется сложить «пистолетом», а затем вытянуть руки вперёд и прицелиться. Оба глаза при прицеливании должны быть полностью открыты. Теперь нужно зафиксировать точку прицела. Затем потребуется поочерёдно закрыть правый и левый глаза. В том случае, если точка сместилась при закрытии левого глаза, то на бумаге нужно будет отметить букву Л, если при закрытом правом глазе, то букву П;
  3. В третьем задании нужно будет скрестить руки на груди в так называемой «позе Наполеона». Одна из рук окажется сверху. Если сверху была правая, то нужно поставить букву П, если левая — Л;
  4. Четвёртое и последнее задание тоже не является сложным для выполнения. Тут понадобится просто поаплодировать. При выполнении этого действия нужно будет определить то, какая рука была сверху при хлопках, и какая рука была более активной. Соответствующую букву нужно будет опять же отметить на бумаге вместе с предыдущими результатами.

В итоге получилась комбинация из четырёх букв. Именно по ней уже можно определить свой тип мышления и ведущее полушарие мозга.

Левое полушарие: задачи

Левое полушарие «озабочено» преимущественно обработкой, анализом и дедукцией; конвергентным («сходящимся» – от общего к частному) мышлением; фактами, цифрами; конечным результатом; структурой, логикой и последовательностью; математическими моделями; целесообразностью; сведением задач к рабочим частностям; наукой и техникой; применением последовательного подхода – приближением шаг за шагом; вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком; разработкой хорошо определенных планов; порядком.

Правое полушарие: задачи

Правое полушарие более «заинтересовано» абстрактными темами; художественным выражением; конструктивными задачами; идеями, эмоциями и чувствами; творческими ремеслами; дивергентным («расходящимся» – от частного к общему), глобальным мышлением; процессом, а не результатом; использованием опыта; знанием через образы; восприятием; молитвой, медитацией, мистикой; запоминанием лиц; спонтанностью; визуальным; работой с символами, фантазиями, снами, метафорами и образами; работой с противоположным и неизвестным.

Оба полушария головного мозга соединяет между собой небольшой участок – мозолистое тело. Через него полушария «общаются» между собой, что во многом определяет скоординированное и последовательное мышление, воображение и поведение человека. Если этот участок мозга оказывается поврежденным, у человека наблюдаются расстройства психики и поведения.

Описание типов мышления и поведения

Теперь читатель сможет узнать о том, какой у него тип мышления, используя те результаты, которые были получены при выполнении теста, указанного выше. Расшифровка полученных в результате прохождения теста комбинаций букв прилагается ниже:

  • ПППП — такая комбинация букв свидетельствует о том, что ориентируется на общепринятые нормы и поведения. Такие люди чаще всего консервативны, поведение их устойчиво;
  • ПППЛ — тут человек также является консерватором, но при этом имеет нерешительный характер. У него наблюдаются некоторые трудности при принятии решений. Также можно отметить слабый темперамент индивида, получившего на бумаге такую комбинацию в результате прохождения теста;
  • ППЛП — индивид является решительным, темпераментным и активным. Следует отметить и наличие артистизма, а также своеобразного кокетства. Слабохарактерных людей он практически не воспринимает из-за отсутствия интереса к такому общению;
  • ППЛЛ — комбинация, обозначающая редко встречающийся тип характера. Люди с таким характером являются артистичными, мягкими, самостоятельными и обладают некоторым кокетством. Можно наблюдать и некоторую противоречивость в поведении: твёрдость — нерешительность, медленность привыкания — контактность;
  • ПЛПП — такой тип характера более соответствует «деловым женщинам». Обладатели такого характера сочетают в себе аналитические способности и мягкость;
  • ПЛПЛ — довольно редко встречающийся тип характера, которым обладают очень слабые женщины. Слабость, беззащитность, а также подверженность влиянию со стороны;
  • ПЛЛП — этот тип встречается чаще всего у женщин, тяга к новым впечатлениям, непостоянность, эмоциональная медлительность и томность. Также стоит отметить лёгкость в смене поведения;
  • ПЛЛЛ — аналитик, независимый и непостоянный тип характера. Встречается редко;
  • ЛППП — человек с таким типом поведения довольно легко адаптируется к различным обстоятельствам. Наблюдается эмоциональность, а также недостаточность настойчивости;
  • ЛППЛ — индивид может подвергаться влиянию, наивен, мягок и уступчив;
  • ЛПЛП — обозначение сильного характера. Следует отметить индивидуальность, энергичность. Не всегда может принять чужую точку зрения. Не переносит чужую инфантильность;
  • ЛПЛЛ — индивид обладает ненавязчивым, но при этом довольно сильным характером. Его трудно в чём-то убедить. Может держать агрессивность внутри себя. Медленно приходит к взаимопониманию, но при этом довольно быстро вступает во взаимодействие;
  • ЛЛПП — простота и дружелюбность, может наблюдаться разбросанность в интересах;
  • ЛЛПЛ — очень редкий тип характера. Мягкость, простодушие, доверчивость;
  • ЛЛЛП — человек, обладающий таким типом характера, является решительным, но при этом наблюдается некоторая эмоциональность. Энергичен, может принимать часто необдуманные решения;
  • ЛЛЛЛ — высокая эмоциональность, не приемлет консерватизм. Не чужд индивидуализма, эгоизма и упрямства.
Тест на "Полушария мозга"Тест на "Полушария мозга"

Если доминирует правое полушарие

Тот, кто решает задачи, опираясь на правое полушарие:

  • смягчает рациональную мысль эмоционально-интуитивными предпочтениями;
  • использует различные методы «привнесения» в понимание внесознательного материала;
  • избегает цензуры идей во время их «созревания»;
  • рассматривает расходящиеся, даже противоречащие друг другу идеи скорее с уважением, чем со скептицизмом и оборонительной позицией;
  • старается не пренебрегать интуицией;
  • проверяет любой рациональный способ решения задачи, чтобы увидеть, ощущается ли он интуитивно хорошим в процессе выработки и в окончательном решении;
  • пытается постоянно оставаться осознающим себя.

Понять друг друга

В итоге получается, что два полушария живут в разных реальностях и выражают себя абсолютно по-разному. Например, лектор выстраивает определенные логические связи, нанизывает понятия. Но не все в аудитории его понимают, и тут он называет некую метафору и видит, что часть слушателей хватается за ручку, чтобы записать понятный им образ.

Некоторым людям трудно думать, рассуждать, постигать логические связи. Они рассказывают о своих проблемах и, когда вам удается понять причину их состояния, искренне удивляются: «Почему это никогда не приходило мне в голову?» У других людей плохо с эмоциями. Они не понимают, зачем нужны чувства, и нередко даже презирают душевные муки.

В одной из наук, постигающих тайну головного мозга, – нейропсихологии – принято говорить о доминантности одного из полушарий головного мозга и о так называемой межполушарной асимметрии. Эта асимметрия нормальна. Считается, что у мужчин преобладающим – доминантным – является левое полушарие, а у женщин – правое полушарие головного мозга.

Эксперимент строился так. В левое поле зрения испытуемому с расщепленным мозгом показывали красный или синий свет в случайном порядке и требовали назвать увиденный цвет. Таким образом, «видело» цвет только правое полушарие, а ответ нужно было дать словесный, значит, ответ ожидался от левого полушария, которое ничего не видело. Вначале испытуемый ошибался, но, к удивлению экспериментаторов, быстро поправлял себя и давал правильный ответ. Анализ показал следующее. Когда испытуемый давал ошибочный ответ, правое полушарие «слышало» ответ левого и сравнивало его с увиденным цветом. Убедившись в несоответствии ответа, «немое», не владеющее речью правое полушарие реагировало единственным доступным ему способом: оно заставляло испытуемого энергично качать головой из стороны в сторону, показывая тем самым, что цвет определен неверно. Левое полушарие, обнаружив тем самым протест правого, немедленно исправляло ошибку.

Так мозг пытался преодолеть возникавшую после операции трудность, когда левая рука в буквальном смысле слова не знала, что делает правая. Иногда между полушариями возникали даже открытые конфликты. Так, одному из испытуемых вскоре после операции нужно было идти па очередное психологическое обследование, и он подтвердил свою готовность явиться в лабораторию. Однако, когда он начал готовиться к тому, чтобы идти на исследование, он столкнулся с неожиданными трудностями: в то время как он одевался с помощью правой руки, его левая рука расстегивала пуговицы и пыталась снять все, что он успел надеть. Было похоже, что правое полушарие не разделяет сознательной готовности субъекта участвовать в исследовании и, будучи не в состоянии сформулировать свой протест в словах, выражает его в поступках. Испытуемый был вынужден вступить в борьбу с левой рукой и насильственно принудить ее к подчинению.

Психологи, работающие с этими испытуемыми, описывают фантастические картины, когда левая рука упорно вмешивается в выполнение задания, адресованного к правой руке, и «раздраженная» правая рука бесцеремонно запихивает левую в карман, «чтобы не мешалась». Известен также случай, когда больной вскоре после операции рассечения мозолистого тела обнаружил, что в то время как правой рукой он обнимает свою жену (к которой, по его словам, был очень привязан), его левая рука пытается жену оттолкнуть. Запомним эти примеры: в них наглядно проявляется конфликт между осознанными и бессознательными установками поведения, мы вернемся к этому вопросу при обсуждении роли межполушарной асимметрии в механизмах психологической защиты.

Описанные исследования открыли новый подход к проблеме распределения функций в мозге. То, что левое полушарие отвечает за функцию речи и письма, было известно уже более 100 лет назад. Повреждение левого полушария опухолью или инсультом закономерно приводило к нарушению устной и письменной речи. При повреждении правого полушария не выявлялось ничего похожего, и оно стало считаться у невропатологов «немым» не только потому, что не связано с функцией речи, но и потому, что якобы не проявляет себя никакой другой определенной психической функцией.

Правда, даже в тот период считать правое полушарие «немым» можно было лишь с большой натяжкой. Неврологи хорошо знали, что повреждение правого полушария нередко приводит к нарушению ориентации в пространстве: человек теряет способность определять свое местоположение, не может отыскать путь на хорошо знакомой местности и на условном пространстве карты, не в состоянии понять, где юг, а где восток. Нарушается также представление о «географии» собственного тела: больной неправильно определяет расположение своих рук и ног, не отдает себе отчета в том, что левая рука и нога парализованы, плохо справляется даже здоровой рукой с элементарными задачами – не может зажечь спичку, застегнуть пуговицу и т. п.

Кроме того, довольно часто утрачивается способность воспроизводить ритм, и особенно мелодию, воспринимать (а у композиторов – также и сочинять) музыку. Поэт с опухолью правого полушария разучился писать стихи. У математиков и шахматистов иногда утрачивалась способность к нахождению нетривиальных решений задач, хотя способность к формальному анализу шахматной позиции или условия задачи сохранялись. В то же время при повреждении левого полушария, несмотря на утрату речи, все эти функции сохранялись и порой даже усиливались.

История открытия мозолистого тела (при изучении эпилепсии) – предыдущая | следующая – Исследования функций полушарий головного мозга Поисковая активность и адаптация. Содержание

Идеальный баланс?

Так что же тогда можно считать психологической нормой? Кто-то, возможно, ответит сразу: равновесное, сбалансированное развитие обоих полушарий. Но как этого добиться и как будет выглядеть в этом случае человеческая культура? Представить сложно. Возможно, в ней не будет выдающихся открытий и творений, но возникнет что-то качественно новое? Это побуждает и дальше размышлять о тайнах мозга.

Автор: Павел Гуревич, доктор филологических и философских наук, профессор
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Развитие межполушарного взаимодействия

Педагоги и психологи рекомендуют соблюдать гармонию и одновременно заниматься тренировкой обоих полушарий, а также давать детям задания на улучшение межполушарного взаимодействия. Например, зеркальное рисование. Это упражнение, выполняя которое, малыш должен одновременно рисовать одну и ту же фигуру двумя руками. Также полезно заниматься ТРИЗ — это развивает умение нестандартно мыслить и использовать для поиска неординарных решений как логику, так и творческий подход.

Тренировка детского мозга помогает улучшить навыки чтения и письма, стимулировать речевое развитие ребенка, «прокачать» смекалку, раскрыть художественные и музыкальные таланты.

Учесть все нюансы самостоятельно порой бывает непросто, поэтому мы приглашаем вашего ребенка в Центр развития успешных детей «Имена Продакшн». Давайте развиваться вместе!

Ссылка на основную публикацию
Похожее