Поймали ребенка на лжи — не устраивайте скандал
Способность к вранью проявляется у ребенка одновременно с умением правильно и связно говорить, к 3-м — 4-м годам. При этом следует помнить, в этом возрасте ложь малыша связана с проверкой границ дозволенного и познанием окружающего мира. В дошкольном и подростковом возрасте дети прибегают к неправде осознанно, если хотят выделиться на фоне одноклассников, избежать насмешек со стороны сверстников, уйти от заслуженной кары. Если подростка поймали на лжи, прежде всего, следует сохранять спокойствие духа. Необходимо понять, какие причины и обстоятельства им двигали, какие страхи и проблемы он испытывает. Не торопитесь с наказанием, проведите ревизию своих отношений с отпрыском.
- Доверительные отношения с ребенком — залог успеха и самый эффективный путь для исправления ситуации. Здесь поможет введение практики бесед и активного слушания.
- Если подросток не хочет делиться личными секретами, уважайте его выбор, не давите. Придет время, он это оценит и, возможно, поделится своими секретами.
- Не провоцируйте ложь вопросами с заранее известными ответами, например: «Ты подготовил реферат?», «Ты закончил домашнюю работу?». Подросток начнет выкручиваться, что почти все сделал, или еще есть время для этого, или просто соврет. Замените такие вопросы фразами, начиная их словами «Я заметила…» и предложите помощь. Скажите: «Я заметила, что ты не окончил реферат. Тебе помочь?»
- Снизьте гиперопеку ребенка. Тотальный контроль может привести к утаиванию от родителей реальной картины жизни, дабы избежать разбирательств и обвинений со стороны взрослых. Установите для каждого действия правила, которые должны соблюдать все члены семьи. Если подросток, например, задерживается и не успевает вернуться к определенному часу, то установите правило — обязательно звонить домой. Никто не выполнит домашние обязанности, если ребенок, на которого они возложены, поленился или не нашел время. Не жалейте его, иначе он придумает тысячу причин для отказа от работы, зная, что его заменят. Зная строгость установленных правил, отпрыску не придется прибегать ко лжи, ведь это не поможет. Естественно, это не касается случая недомогания или болезни.
- Низкая самооценка ребенка также может быть причиной лжи. Объясните, что любовь родителей к нему является безусловной, не зависящей от его достижений и успехов. И примите меры для повышения его самооценки. Подростковый возраст лучше переживается при наличии увлечений и хобби.
- Сами не лицемерьте и не лгите дома, постарайтесь подавать личный пример правдивости. Помните, ребенок копирует образ жизни родителей. И если уж он стал свидетелем неправды из ваших уст, то объясните, почему в данном случае говорите неправду.
Без перемен в семье специалисты не помогут
Если родители выяснили, что ребёнок крадёт, чтобы занять определённое место в подростковом сообществе, можно обращаться за помощью к психологу. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, если нога — то к травматологу. Проблемы поведения требуют помощи специалиста, это нормально. Возможно, в более тяжёлых случаях потребуется обратиться к психотерапевту.
Не скажу, что сразу нужно обращаться к врачам. Порой родителям нужно начать уделять своему ребёнку больше времени, и даже если они его в чём-то упустили, есть шанс эту связь восстановить. Не надо ругать и сразу хвататься за ремень — это не поможет построить доверительные отношения. Многие дети ведь у нас просто запущены из-за родительской занятости. Большинство пап и мам дают им возможность сидеть сколько угодно в гаджетах или гулять с кем угодно, лишь бы не мешали, лишь бы дали отдохнуть. Это приводит к утрате связи между ними. Как бы доверительно такие родители не разговаривали с проштрафившимся подростком, разговоры ничего не изменят. Нужно менять формы общения, нередко нужно менять даже место жительства — потому что, если ребёнок будет общаться в той же компании, которая довела его до преступления, толку от вразумлений будет мало. Если же в семье ничего вообще не меняется, то не помогут даже специалисты, какими бы хорошими они ни были.
Причины детского воровства
Кража из лучших побуждений
Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.
Очень хочется, не устоять
Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.
Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.
Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.
С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.
Необходимость обладать знаковой вещью
Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.
Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.
Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…
Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.
Стресс и потеря самоконтроля
Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.
Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.
Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!
Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс. А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.
На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.
Подражая друзьям
Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:
- так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
- разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
- возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.
Кража как месть
Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.
Воровство как наркотик
Сталкиваясь с романтизацией преступников в массовой культуре, подросток верит, что нет ничего плохого в том, чтобы легко достигнуть своих целей. Не получается добыть айфон честным путём — значит, можно отобрать у другого. Если в первый раз всё получается и кража сходит с рук, у него начинается эйфория, он ощущает вседозволенность.
Сейчас есть много людей, которые, чтобы пощекотать себе нервы и ощутить всплеск адреналина, прыгают с парашютом, лезут на крутые скалы, занимаются экстремальными видами спорта. Воровство сродни всему этому. Постепенно оно становится своеобразной зависимостью, болезнью. Профессиональный вор может быть очень состоятельным человеком, которому нет нужды воровать, но он всё равно идёт и крадёт — не потому, что ему нужны деньги, а чтобы ощутить опасность, пощекотать нервы. Это для него как наркотик, он не может без этого. Ребёнок, если его не остановить вовремя, может тоже прийти к такой зависимости. С одной стороны, он самоутверждается, показывает, насколько крут, с другой — ощущает эйфорию от пережитого всплеска адреналина. Именно поэтому так опасно, если ребёнок крадёт безнаказанно. В таких ситуациях надо бить во все колокола, потому что человек пропадает.
«Не раз угрожал нам, что убьет»
Ирина из города на юге Беларуси говорит, что тоже боится своего сына. Ее Саше нет и 14 лет. В таком возрасте даже за самые тяжкие правонарушения не бывает уголовной ответственности. Его не отдадут под суд, не направят в спецучилище для проблемных подростков, а тем более в детскую колонию. Он остается в семье.
«Я боюсь и за себя, и за дочь, – говорит Ирина. – Саша не раз угрожал нам, что убьет. Меня, например, бил ногой в живот. Крутил руки, пальцы.
Я переживаю, что в лучшем случае он попадет за решетку, а в худшем его однажды найдут убитым. В школу он почти не ходит, а если там появляется, то для того, чтобы в очередной раз кого-то обидеть.
Кто-то дал ему баллончик, он поджег его спичкой и сжег маленькому мальчику волосы. Он никак не реагирует на замечания. Только смеется.
Может забрать у нас деньги. Когда спрашиваю у него: “Зачем, у тебя же все есть?” – слышу ответ: “Мы с пацанами хотели что-то купить”. Возможно, это наркотики. Однажды он уже пришел домой утром, неизвестно где проведя ночь, в наркотическом состоянии, с расширенными зрачками. Вел себя очень странно – сам с собой разговаривал, сам себе смеялся. Я боюсь и за него, и за нас».
Как говорит Ирина, в своих многочисленных походах на комиссии по делам несовершеннолетних она слышала о самых разных случаях с «трудными подростками»: вот 14-летний подросток изнасиловал 11-летнего мальчика, вот группа девушек такого же возраста цинично и жестоко расправилась с бывшими подругами за то, что те «посмели» их обидеть. Избивали руками и ногами, плевали в лицо, заставляли есть землю, имитировать половые акты. А пытки животных – это для милиции уже вообще рутина.
В соседней России звучат предложения, чтобы снизить возраст судебной ответственности. Ирина ничего хорошего в этом не видит – в стране не создана система исправления и реабилитации детей, совершивших преступления.
«Даже если и снизить этот критерий и посадить всех малолетних правонарушителей за решетку, это не решит проблему. Такие дети только станут заложниками тюремной системы и не смогут уже никогда вернуться к нормальной жизни».
Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство
Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.
Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:
1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.
2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.
3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают
Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.
4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать
У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план
5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».
6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»
7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.
После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.
Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.
Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям
— Было ли для вас все это неожиданностью? Я часто вижу мнение: «Надо заниматься ребенком, читать книги, водить в походы, и тогда он не будет зависим от компьютера». Вы можете сказать, что не занимались сыном?
— Мы занимались, у нас хорошая компания. Создавали обогащенную среду, у ребенка была культурная нагрузка. Накануне этих событий катались на великах, купили шашлык, устроили пикник в лесу, болтали. Все признаки нормального контакта были. При этом со школьной программой он справлялся легко, и время оставалось. Эти два пласта реальности вполне между собой сосуществовали — были тревожные сигналы, и были сигналы здоровые.
Тревожные сигналы я почему-то прозевал. Например, я многое списывал на подростковый период, все эти выплески агрессивные. Это сейчас я знаю, что в 11 лет этого быть еще не должно.
«Меня дважды выгоняли из школы, но я играл по 16 часов в день». Можно ли бросить видеоигры раз и навсегда
Мы по итогам достижений сына даже собрали игровой компьютер. Думал, может, я чего-то не понимаю, может, киберспорт — это будущее моего сына. Пусть тогда это будет сложноорганизованная деятельность. Я пригласил профессионального геймера, чтобы он помог со стратегией и командой. Но сына в это время интересовала уже не столько игра, сколько азартная деятельность. Он уже вляпался в зависимость от игры на деньги, был втянут в более серьезные вещи.
— То есть вы пошли по пути не запретить, а возглавить революцию?
— Конечно. Дети сейчас мечтают о киберспорте. Но это очень сложная работа. Я хотел, чтобы он прочувствовал, что это реальные нагрузки, целеполагание, лидерские качества, это определенный режим работы внимания.
Был еще сигнал. У него был простенький комп в комнате. Вроде бы мы следили, чтобы он за ним не сидел. Оказалось, что он ночами смотрел там фильмы, переписывался. А мы потом утром почему-то не могли разбудить ребенка. В школе он начал спать на уроках.
Должен быть режим, потому что формируется организм, сложные нейронные структуры, нейронные ансамбли — это все очень влияет на формирование функций внимания.
— Вы писали, что стали общаться с родителями других детей. И они вам рассказывали про игровую зависимость. Что именно?
— Например, когда старший брат говорит: «Если вы мне не будете давать играть, я буду бить младшую сестру». Рассказывали, как дети обзываются и матерятся: «Вы самые плохие родители». Постоянные порывы агрессии. Отсутствие контроля времени. Ребенок ничего не хочет, кроме игр.
Иногда говорят: «Пусть играет, наиграется». Не наиграется. Зависимость ненасыщаема — сколько бы ни играл, все мало. Родители понимают, что постоянно возвращаются к разговорам про телефон, к скандалам про телефон, к попытке ограничить, проконтролировать.
Отец и мать по большому счету имеют право на благодарность от ребенка, на «спасибо», на хорошо проведенное время. Когда что бы ты ни сделал, ты всегда виноват — это ненормально.
Ты стараешься сделать одно, другое, третье, создать обогащенную среду, а ребенку ничего не нравится. «Мне ничего не нравится, дайте телефон, и все», — это уже признак зависимости. Возникают проблемы с мотивацией, контактом, доверием. Все фокусируется вокруг одной темы.
Обычно если увлечение ребенка созидательное, то улучшается дисциплина, он больше успевает в других местах, появляется собранность, зрелость. А тут — отрешенное лицо. Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям: «Ты меня не пробьешь, ты ничего обо мне не знаешь, ты меня не понимаешь».
— Примерно сколько детей, по вашим оценкам, находятся сейчас в таком состоянии?
— По моим ощущениям, не менее 60%.
— Вам известны какие-то креативные попытки родителей бороться с этим? Я, например, знаю историю папы, который тайком платил деньги друзьям-геймерам сына, чтобы они рушили его игру. Ему в конце концов стало неинтересно, перестал играть.
— Да, это в Китае было.
Мама одной девочки, которая очень увлеклась YouTube, предложила дочке не мыть посуду, а снимать ролик, как Маша моет посуду. И девочка включилась: «Сейчас я расскажу своим подписчикам, как мы моем посуду». Вполне себе креативный подход.
Вообще, обычно пытаются просто запретить. Один мальчик сидел в телефоне, увлекся в 12 лет ставками в букмекерских конторах. Папа даже вдохновился: «Это развивает интеллект». После того, как через месяц этой деятельности сын обругал папу матом и закатил ему истерику, тот отобрал телефон и больше не дает.
Мы как родители сталкиваемся с новым явлением, а отношение у нас еще не сформировалось. Гаджет — это не просто игрушка, это как бензопила, условно, это и полезная вещь и опасная. Чтобы ею пользоваться, нужно сначала сформировать определенные навыки. Ребенок их развить самостоятельно пока не может, нужен компетентный взрослый.
Объясните последствия воровства
Итак, вы заметили, что ваш подросток берет деньги из вашего кошелька, или нашли у него украденное из магазина в рюкзаке
Если такое случилось впервые и ваш подросток прежде не совершал преступлений, первое, что вам стоит сделать, – сесть и обсудить, насколько важно уважать имущество других людей, а также то, что нарушение закона может привести к попаданию в тюрьму. Не стоит преуменьшать серьезность ситуации или допускать, что кража – это вполне нормально, если тебя никто не заметил
Говорите четко и ясно, когда объясняете ситуацию, скажите, что последствия могут изменить всю жизнь человека. Используйте конкретные определения – воровство и кража. Напомните, что подросток может оказаться в тюрьме на несколько лет, в зависимости от степени серьезности проступка. Помните, что ситуация действительно критическая, так что игнорировать ее ни в коем случае нельзя.
Не оригинально, но романтично: самые популярные места предложения руки и сердца
Такой удобный камень для пиццы, но если его мыть неправильно, он испортится
Арктика в огне: сибирская жара беспокоит ученых
Так как же на ребенка воздействовать?
Объяснить
Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.
Поддержать
Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно
Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу
Выяснить причины воровства
Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс)
Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит
Исправить
Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.
7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.
11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.
Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?
Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.
Не угрожать!
Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.
Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.
Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем»
Без ярлыков
«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!» Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.
З. Без сравнений!
С собой в детстве, с другими детьми и т.п. Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый. Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.
Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.
Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.
Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.
Не при свидетелях
Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.
Кто старое помянет.
Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.
Черно-белый экран и папка на пароле
— У вас есть какие-то идеи, как можно снизить уровень залипания в телефоне?
— Например, покупать игры вместо того, чтобы ребенок играл в бесплатные.
— Неожиданно. Мы против этого боремся, а теперь еще покупать?
— В бесплатном контенте будет реклама, ребенка будут постоянно куда-то затаскивать, он будет кликать. А если вы купили, то производитель получил то, что хотел.
Потом снижать яркость пятна внимания. Вот у вас черно-белый экран, почему?
— Я борюсь с собственной зависимостью от телефона. С таким экраном я реже захожу в соцсети, даже фотографии делать неохота.
— Вот. Хотите дать ребенку посмотреть мультфильм, пусть смотрит в черно-белом варианте. Чтобы не было этого эффекта «Ах, как красиво!» Смартфон слишком яркое пятно в окружающем фоне. Можно сделать пониженную контрастность цветов.
Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии
Ставьте сразу режим родительской безопасности. Если уж совсем жаба давит, жалко денег на родительский контроль, поставьте папку с паролями в телефоне. Туда складывайте все, что ребенку не нужно для учебы, и снимайте пароль в оговоренное время. Мне на это родители иногда говорят: «Как все это сделать, я даже не знаю пароль от телефона».
Если вы не можете договориться с ребенком о таких мерах, значит, есть серьезные проблемы и, возможно, на некоторое время нужно вообще забрать у ребенка телефон. Но нельзя просто забрать. Нужно провести разъяснительную беседу, объяснить мотивы своих действий, может быть, тогда ребенок согласится на установку ограничений.
— Понятно. То есть образовываться все же родителям придется.
— Да, нужно учиться, требуются специальные навыки. Это повышенной сложности среда, она требует культуры ее использования. Родитель — самое уязвимое и некомпетентное звено в системе игровой индустрии.
Например, чтобы разобраться и потом помогать другим, я прошел программу повышения квалификации на психфаке МГУ «Современные подходы к психотерапии зависимостей». Теперь у меня есть курс для родителей о детской гаджетомании и группа в фейсбуке.
— Если ребенок под видом уроков сидит за компьютером семь часов и непонятно, играет он или программирует — что родителю делать?
— Значит, какая-то ерунда происходит. Ставьте родительский контроль, он позволяет сделать настрой на ряд сайтов, на которые не нужно заходить, также вы будете знать, что делает ребенок.
— И тут, мне кажется, может всплыть вторая проблема после компьютерной беспомощности. Родитель в ситуации зависимости может опасаться что-то ребенку запретить или ограничить его.
— Значит, в семье созависимые, нездоровые отношения. Если ничего не делать, то однажды перед вами может встать непростой выбор — либо вы будете обслуживать зависимость, либо вы должны будете сдать своего ребенка в органы соцопеки.
Если вы чувствуете, что вы не справляетесь, то я рекомендую обращаться за социальной помощью, обращаться к психологам, ходить на группы созависимых.
Не решая проблему, вы обслуживаете зависимость ребенка, не влияете на ребенка, не умеете обеспечить здоровый контроль и выстроить границы, не умеете обсуждать сложные и болезненные темы.
— А какая, по-вашему, главная ошибка родителей?
— Если ты что-то сделал, то получи взамен час игры. Если ты что-то не сделал, я у тебя их отберу. Это неправильно. Формируется сверхценность предмета зависимости. Очень скоро это поведение выйдет из-под контроля, ребенок начнет обманывать, хитрить, юлить и так далее. И это, кстати, неплохой сценарий.
Плохой сценарий, если он будет следовать всем этим инструкциям и будет просто послушно делать то, что вы ему говорите, ради гаджета — так вы делаете из ребенка раба, лишаете его субъектности. Лучше, когда есть степень свободы, сопротивление и бунт, чем когда есть слепое подчинение.
— Бунт тоже может плохо закончиться. Я знаю истории, где дети бросаются на родителей.
— Я знаю, что есть такие эпизоды, когда дети даже бьют родителей, как правило, мам, которые не могут им противостоять. 14–15 лет — это уже крупные подростки, при неконтролируемой агрессии они могут быть опасными. Тут уже надо обращаться за помощью профессиональной.
Работа с зависимостью требует для начала расписаться в своей собственной некомпетентности. Первый шаг: «Я не могу с этим справиться, у меня нет сил, ресурсов и возможностей. Мне нужна внешняя помощь». Внешняя помощь может быть в виде сообщества, книг, группы поддержки, психологов и так далее, органов соцопеки. Есть бесплатные методы работы.
Это не шутки. Психика зависимого человека может начать формироваться в шесть лет. И какое-то время это будет почти незаметно. Но к 10 годам проблемы нарастают как снежный ком. Что будет дальше, во многом зависит от родителей.
Ценность денег
Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод «ты знаешь, что это огромная сумма» на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки «железные» деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку «5 рублей», то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!
В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.
Вполне может случиться так, что не понимая ценности «бумажек», Ваш малыш легко отнесет эти «фантики» в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы «еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги», ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял «преступление века». Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу. У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.
«Я тебя породил, я тебе Safe Kids и поставлю»
— Все ли проблемы решает установка программ родительского контроля?
— Родительский контроль — это прекрасная вещь, классная штука. Но к таким программам родитель, как правило, обращается, когда уже столкнулся с проблемой. А у ребенка уже сформировался стереотип поведения с телефоном, появилось самовластие, пренебрежительное отношение к родителям.
Родитель ставит как? Раз, и поставил. Нет мотивационной беседы, нет мягкого входа. Я тебя породил, я тебе Safe Kids и поставлю. В ответ получаем агрессию, негодование и желание хакнуть систему.
Даже когда родитель впервые дает свой телефон ребенку, там уже должен стоять контроль. Тем более, когда у ребенка появляется свой смартфон, ему сразу надо объяснить правила, показать программу и рассказать про ограничения. Но в любом случае, контроль — это лишь часть комплекса мер.
Задача разработчика гаджета — сделать так, чтобы им пользовались больше, чаще, покупали, потребляли контент, смотрели, тыкали. Когда ты только потребитель, а не творец, тогда у тебя определенные проблемы с зависимостью, не ты хозяин.
— А наша родительская задача?
«Ребенок закричал, и вы вернули ему телефон». Можно ли нажать на кнопку и выключить истерику?
— Наша задача — сделать так, чтобы у ребенка было управляемое им же внимание, чтобы у него были свои интересы и цели, чтобы он умел ждать, терпеть, преодолевать и умел получать удовольствие без гаджета в руке. — И как вы решали это в своей семье?
— И как вы решали это в своей семье?
— Поскольку была ситуация, которая угрожала жизни и здоровью ребенка, нанесла материальный ущерб семье, это было основанием, чтобы провести программу реабилитации. Для начала мы все забрали. Когда все отключаешь, сначала происходит сильная ломка, обида, а потом начинает возвращаться живой человек.
Был такой разговор: «Дорогой друг, как долго ты входил в это состояние и дошел до такой точки?» Мы посчитали, что несколько лет, и чтобы выйти, нужен срок не менее года.
Было важно, чтобы продолжались занятия музыкой. Это было условием
Нравится — не нравится, ты это делаешь, это часть программы. У тебя должна быть сложная деятельность, где ты учишься трудиться, чтобы происходило развитие эмоционального интеллекта и всего остального.
Дальше нужно было, чтобы он испытывал переживания и азарт. «Сын, каким видом спорта ты хотел бы заниматься?» — «Никаким». — «Если ты не хочешь, мы будем решать за тебя, пока есть дефицит мотивации». Выбрали водное поло. Должна быть здоровая усталость, выплеснута агрессия.
Мне было важно, чтобы у него был опыт заботы о ком-то, например, о животных. Поэтому он месяц работал в котокафе, ухаживал за котами, получил опыт служения другим, опыт признания чужими взрослыми, не родственниками
— В семье что-то меняли?
— Конечно. Подключили в свою работу психолога. Он нужен был как точка сброса эмоций для сына, как еще один взрослый, но не родитель. С ним можно что-то обсудить в секрете от папы и мамы, и он заведомо заинтересован в развитии ребенка.
Мы нашли несколько моментов внутри нашей семьи, где у нас выстроились отношения, которые были неким стрессовым фактором. Скорректировали эту систему взаимоотношений. Выстроилась более точная семейная структура.
Что еще? Я очень внимательно смотрел, чтобы у сына появлялись дополнительные интересы. Был период, когда у него была полная апатия, расстраивался очень сильно, была сильная обида. Потом это прошло.
Выясняем его мотивацию
По статистике, подростковое воровство является очень распространенным явлением. Причины у него могут быть самыми разными: от желания любой ценой получить понравившуюся вещь до потребности во внимании и банальной скуке. Поэтому вашей первой и основной задачей является выяснение мотивов такого поведения.
Возможно, узнав, что ваше драгоценное чадо таскает мелочь из кармана или, того хуже, прикарманивает вещи в магазинах, вы придете в ужас и негодование. Это вполне естественная реакция, однако психологи рекомендуют не накидываться на ребенка с обвинениями. Спокойно и доброжелательно побеседуйте с ним и постарайтесь узнать, что заставляет его так поступать.
Плохая компания
Многие подростки начинают воровать и совершать другие подобные проступки в компании друзей, без которых они даже не подумали бы о таких действиях. Если ваш ребенок ворует в присутствии друзей, вам стоит обсудить с ним эту проблему. Вы можете подумать о том, чтобы запретить вашему ребенку водиться с этими друзьями, но нужно оставаться реалистами – подобная стратегия обычно действует противоположным образом и делает этих друзей еще более привлекательными для подростка. Вместо этого вам стоит вместе с ребенком поработать над умением отказываться. Научите его говорить: «Вы можете делать то, что вам захочется, но я больше не хочу неприятностей, поэтому я подожду снаружи».
Золотая середина
Когда речь идет о вашем ребенке и материальных благах, постарайтесь найти золотую середину. Поймите, что такие вещи, как одежда или техника, играют очень важную роль для подростка, так как они выступают в качестве способа демонстрации как индивидуальности, так и принадлежности к определенной группе, которая является для него важной. Не выдавайте подростку всего, о чем он попросит, так как это может создать у него ощущения вседозволенности и отсутствие уважения к собственности других. Вместо этого позвольте подростку заработать материальные блага на их выбор с помощью длительных периодов хорошего поведения, также вы можете помочь им найти способ зарабатывать деньги самостоятельно.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Дайте ему знать, что это неприемлемо
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Женские джинсы: прежде чем их купить, нужно обратить внимание на одну деталь
Вам нужно дать ребенку понять, что вы не потерпите воровства в своем доме, а также четко донесите до него последствия воровства в будущем. Если это повторится, обязательно воплотите в жизнь те последствия, которые вы ему обещали. Однако при этом не забывайте о презумпции невиновности, поэтому не ройтесь в вещах ребенка, пока у вас не будет точных доказательств того, что он начал снова воровать.
Почему подростки воруют?
В Новосибирске участились случаи воровства в магазинах среди студентов. Почему это происходит, чем это грозит подросткам и что должно делать государство? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, корреспондент ЧС-ИНФО присоединилась к «рейду» комиссии по делам несовершеннолетних и вместе с полицией и общественниками встретилась с первокурсниками.
«Участились случаи, когда именно студенты-первокурсники совершают кражи в магазинах», — рассказала ЧС-ИНФО начальник отдела по делам молодежи культуры и спорта Октябрьского района Новосибирска Марина Остреинова.
По какой причине подростки идут на воровство, сказать трудно. Оправдывая себя, студенты говорят, что у них нет денег, и они просто хотят есть. Однако воруют в основном разную «мелочь», например, наушники для телефона. А это не очень похоже на кражу от голода.
«Либо они не знают, где попросить помощи, либо это чувство безнаказанности», — поясняет Марина Остреинова и добавляет, что студенты в сложном материальном положении всегда могут обратиться в социальные службы или попросить материальную поддержку в своем учебном заведении. Также существуют возможности трудоустройства для несовершеннолетних (найти такую работу можно через Центр занятости населения).
По информации полиции, случаи участились именно в этом сентябре. Как правило, «попадаются» несовершеннолетние, которые недавно поступили в учебные заведения Новосибирска, в основном приезжие из других населенных пунктов. Чаще всего воруют подростки в крупных торговых и больших гипермаркетах, например, в «Ашане».
В мелких хищениях были замечены студенты Новосибирского химико-технологического колледжа, автотранспортного колледжа, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Новосибирского государственного аграрного, архитектурного (Сибстрин) и педагогического университетов.
По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних Октябрьского района для профилактики таких правонарушений был организован «рейд» по учебным заведениям, в котором и приняла участие корреспондент ЧС-ИНФО. Беседы проводились с первокурсниками. Более взрослые студенты уже не относятся к КДН, и их в случае подобного проступка будут судить.
«Мало кто задумывается о последствиях таких проступков, — рассказала на встрече Марина Остреинова. — А ведь это не только штраф и постановка на учет на полгода. Подобным проступком вы можете перечеркнуть свою будущую карьеру». И действительно, с записью о таком правонарушении попасть на работу в государственные органы будет проблематично.
«Многие считают, что по истечении полугода дело уходит в архив, — пояснил студентам юрист общественной организации «Вектор» Андрей Андреев. — Раньше так и было. Но сейчас есть компьютер. Делается запрос в базу, и о любом вашем правонарушении можно узнать через сколько угодно лет. Поэтому при поступлении на государственную службу, если вы забудете указать в анкете, что когда-то привлекались к административной ответственности, это всё равно выяснится, и получится, будто вы пытались ввести будущего работодателя в заблуждение».
Беседы прошли во всех учебных заведениях, студенты которых были уличены в мелких хищениях. Активнее всего оказались учащиеся автотранспортного колледжа. Их вопросы касались в основном поведения охранников магазинов и полицейских. Андрей Андреев отметил, что любые попытки досмотра охранниками магазина противозаконны. В случае задержания несовершеннолетнего об этом должны незамедлительно сообщить его родителям, а также вызвать полицию. Допрос подростка старше 14 лет можно проводить только в присутствии родителей или психолога. Ни при каких обстоятельствах нельзя платить штраф прямо в магазине. Кроме того, юрист напомнил, что случаются ситуации, когда покупатель и вовсе ни в чем не виноват. «Бывает, что вы случайно положили вещь в карман и забыли расплатиться. Если вы еще не вышли из магазина, вас нельзя обвинить в правонарушении», — объяснил он.
Но что же делать, чтобы уменьшить число правонарушений среди студентов? «Мы стараемся воспитывать творческую, гармоничную личность, — рассказал ЧС-ИНФО начальник отдела по воспитательной работе СибГУТИ Николай Шушарин. — Для этого регулярно организуется множество внеучебных мероприятий. Например, конкурсы талантов». В университете надеются, что регулярное участие студентов в культурных мероприятиях положительно скажется, в том числе, и на их общественном самосознании. А мероприятия по повышению правовой грамотности, такие как этот рейд, должны помочь первокурсникам не допускать ошибок, которые могут привести к серьезным последствиям.
Что делать: практические советы
Что делать, если ребёнок 10 лет ворует деньги и врёт? Для начала надо разобраться в причинах досконально. При этом обязательно в спокойных разговорах с ребёнком, а не кричать или ещё хуже – бить, ничего не выяснив.
Советы психологов, что делать, если ребёнок/подросток врёт, ворует деньги у родителей и не только:
Выяснить причину, не переходя к агрессии. Поймите сразу: жестокое и злобное поведение родителей может только навредить. Ребёнок сразу замкнётся и перестанет вообще с вами разговаривать. Кроме того, если причиной воровства стали как раз ваши внутренние отношения, вы тем самым сделаете их ещё хуже. Если причина в друзьях, вообще будьте крайне осторожны. Ребёнок, скорее всего, не скажет вам о самом сокровенном: о том, что он вынужден кому-то подчиняться. А значит, тут нужны долгие тёплые серьёзные разговоры, способные вывести вас на проблему, с которой вы сами, возможно, не справитесь
Также важно помнить о том, что нельзя обзывать ребёнка, нельзя вешать «ярлыки», такие как «вор» или «преступник». Сами понимаете смысл фразы: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Никогда не обвиняйте ребёнка, если вы уверены в его причастности к краже
Часто происходит так: что-то пропало, а подумать больше не на кого, и родители начинают агрессивно допрашивать сына или дочь. У ребёнка есть достоинство, так же, как и у вас. Уважайте его, и пока причастность вашего чада к воровству не доказана, не унижайте его. Никогда не разбирайтесь с ребёнком при посторонних. Не позволяйте этого и окружающим, пока не будет доказательств. Только не нужно это понимать однобоко. Бывает, что факты налицо, а родители всё равно не могут поверить, что это их ребёнок совершил кражу, и начинают предпринимать шаги, чтобы оградить сына или дочь от таких проблем, упорно не желают видеть и слушать правду. Здесь дорога к постоянному воровству вашего ребёнка, а в будущем взрослого – скорее всего, обеспечена. Вы же его оправдали! Не пугайте ребёнка сразу уголовной ответственностью. Во-первых, он должен знать о ней раньше, знать вообще, что брать чужое – это плохо и без уголовного наказания. Есть наказание совестью. Это гораздо важнее. Именно совесть должна быть для подростка двигателем нравственного чувства! Именно она должна страшить. Если не будет этого внутреннего нравственного стержня, никакие уголовные наказания не станут камнем преткновения перед преступлением в будущем. Помните главное! Если вина ребёнка доказана – наказание необходимо! Если не последует наказание за совершённое воровство, во-первых, есть вероятность того, что это случится снова, а во-вторых, он так и не извлечёт других серьёзных уроков из данного правонарушения. Как наказывать? Здесь каждый решает сам, в соответствии со своими жизненными ценностями и опытом. Но важно не упустить некоторые нюансы. Ребёнок должен восполнить ущерб. Если деньги он уже потратил, ему необходимо вменить какую-либо обязанность, которую он раньше не выполнял, чтобы он «отработал» потерю родителями финансов. Маленький подросток должен понимать ценность денег, то, как они добываются людьми. Если этого не произойдёт, он будет думать, что их можно не зарабатывать, а отнимать у других. Это, конечно, крайний вариант развития событий, но высока вероятность его исполнения. В качестве наказания можно заставить ребёнка разносить газеты или рекламу, вменить в обязанности ежедневное мытьё пола, при этом объяснить, что всё это – тоже возможность заработать деньги самостоятельно. Попытайтесь наладить контакт с ребёнком. Если вы самостоятельно этого сделать не можете, обратитесь к психологу. Он найдёт подходы к вашему чаду и обязательно выяснит, какие проблемы в его жизни способствовали такому поведению. При этом если вы чувствуете нарастающую агрессию, желание ничего не объясняя наказать, не можете найти в себе силы справиться с внутренним негодованием, лучше обратитесь к специалисту сразу. В таком случае вам и самим нужна помощь.
Главный совет
Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Любите его! Проводите с ним как можно больше времени. И тогда, даже если он совершил воровство (даже не один раз!), у вас есть возможность всё исправить и направить воспитание в правильное русло. А главное – развивайте в нём самостоятельность! Доверяйте ему. Самостоятельный маленький человек рано узнаёт цену вещам и предметам, понимает ценность заработка, умеет позаботиться и о себе, и об окружающих. Самостоятельность и доверие, постоянное общение с ребёнком – ключ к решению многих проблем и к предотвращению воровства.