Основные тезисы прямого эфира с Константином Тютюновым, директором департамента развития управленческих программ Русской Школы Управления.
Системное мышление — полезный навык для руководителя и любого специалиста. Это не просто что-то не запутанное, не хаотичное, рациональное: и для системного подхода, и для мышления существует множество терминов, методов, инструментов и навыков. Как их развить, какие подходы использовать — читайте в этой статье.
Системный подход очень помогает в хаосе, непостоянстве самой жизни — появляется четкая картинка и возможность предсказывать (конечно, не на 100%) будущие события. И, что самое важное, можно выстраивать работу больших объектов, создавать целые бизнесы. Без системного мышления, конечно, тоже получается, но не очень надежно.
Что такое системное мышление и какова его задача
Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга.
Структуру всего мира можно описать как систему. Она является цельной, в ней нет отдельных фрагментов, которые никак не связаны с остальными компонентами.
Понятие «система» можно приравнять к образованию, существующему и функционирующему за счет многовариантного взаимодействия большого количества его частей. Особенность системы в том, что на нее оказывает большее влияние не состав частей, а способы и методы их взаимодействия между собой. Характер этого взаимного влияния нелинейный, преимущественно скрытый и неочевидный, а иногда даже парадоксальный. Системное мышление направлено на поиск или разработку такой модели мироздания, в рамках которой можно будет с высокой точностью расставить ориентиры в мире.
Польза системного подхода
Дивергентное мышление — что это такое
Системный подход рассматривает некий объект или группу элементов во взаимосвязи, как совокупность взаимодействующих элементов, сущностей и отношений. Он подчиняется следующим принципам:
- Целостность. Рассматривает систему как единое целое.
- Иерархичность. Наличие минимум двух и более элементов, рассмотрение их взаимодействия и взаимовлияния.
- Структуризация. Анализ отдельных элементов, их системы, взаимосвязи в определенных рамках (например, организационной структуры).
- Множественность. Позволяет использовать те или иные модели (математические, экономические), чтобы описать отдельные элементы либо их систему в целом.
- Системность. Свойство одного элемента обладать всеми признаками той или иной системы.
Системное мышление развивает интуицию
Системный подход полезен интуитам, он способствует улучшению интуиции – возможности предугадывать события, анализируя ту или иную систему.
Большинство современных наук базируется на системном принципе. Опираясь на системность, научные деятели стремятся выявить, выработать новые принципы использования изучаемого объекта. Немаловажно стремление к созданию более эффективного подхода к процессу познания, чтобы получить полное и целостное представление об исследуемом вопросе.
Свойства системного мышления
Начинать развитие системного мышления желательно с детства. Таким образом, оно станет основным способом восприятия действительности. Люди, обладающие системным мышлением, обретают следующие способности:
- Видят цельность, наполненность множественными связями.
- Понимают необходимость искажения модели реальности, благодаря чему происходит упрощение восприятия и появляется возможность переключаться между моделями.
- Умеют распознавать эффект обратной связи. Суть его во влиянии, которое оказывает одно звено системы на все остальные. Колебания неизбежны и доступны для рассмотрения, но результат редко бывает немедленным, чаще он отсрочен во времени. Поэтому его сложно увидеть.
- Готовы к тому, что понадобится постоянно менять свои убеждения.
- Умеют видеть различные уровни реальности. Независимо от степени увеличения, они способны переключаться между системами координат, а также обращают внимание и на систему в целом, и на компоненты.
- Могут самостоятельно генерировать ментальные модели мира для создания своих причинно-следственных связей.
Значение системного мышления при оценке компетентности персонала
Тестирование, собеседования и оценка основных качеств соискателей на различные должности проводятся с целью составления правильного впечатления о профессиональных способностях претендента, а также о его личности в целом. Научный подход к созданию коллектива помогает достичь более слаженной работы предприятия, полноценной отдачи от сотрудников и получения ими удовлетворения от труда. Кроме того, это сводит к минимуму возникновение конфликтов и недоразумений.
Системное мышление – это важная способность хорошего работника, поэтому, оценивая его уровень, менеджеры по персоналу изучают такие качества претендентов:
- Способность к эффективному анализу большого объема информации.
- Способность к выявлению закономерностей в различных ситуациях, а также к формированию целостной картины происходящего.
- Умение оценить риски и возможности, связанные с процессом принятия того или иного решения.
«Системно-векторная психология». Википедия основных понятий
Основные положения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана Википедия берет из официального источника — Портала «Системно-векторная психология». Любая модель построения реальности может быть сведена к матрице «пространство — время — информация — энергия», где каждая из четырех частей называется квартелью.
Квартель подразделяется на внешнюю часть и внутреннюю, и именно эти части и называются векторами (проявляя себя на уровне отдельного человека) или мерами (проявляясь на уровне коллективного бессознательного).
Вектор — это совокупность детерминированных от рождения свойств, желаний и стремлений человека, которые обуславливают его способ мышления, ценности, поведение в жизни.
Всего существует восемь векторов. Каждый вектор связан с определенной эрогенной (сверхчувствительной) зоной, которая и предопределяет предпочтительный для данного человека способ получения удовольствия, а также все его психические особенности.
Желание получить наслаждение является основной движущей силой человека. Как прямая стимуляция эрогенной зоны наполняет нас удовольствием, так и реализация заданных от природы векторальных свойств является для человека источником ощущения счастья. Здесь же лежит понятие сублимации, которое определяет, что сексуальное наслаждение может быть преобразовано в творческую, созидательную социальную деятельность, приносящую не меньшее — а в ряде случаев даже большее — удовлетворение.
Вот почему свойства векторов определяют социальную роль человека. «Системно-векторная психология» описывает эти роли в контексте развития социума от древней человеческой стаи до сегодняшних дней. На заре формирования человечества они определяются как архетипичные видовые роли, когда каждый член стаи занимал подобающее ему место (обусловленное его природными способностями) и выполнял определенные функции, необходимые для выживания стаи.
Сейчас эти функции значительно видоизменились, но корень их остался прежним: при недостаточном развитии векторальных свойств человек может проявлять себя как архетипичный член стаи.
Если в древней человеческой стае воровство было нормальным явлением, которое спасало от голода и способствовало выживанию (животные воруют пищу — и это нормально), то с развитием общества появились запреты и ограничения. Сегодня воровство ограничено законом и наказуемо. Воровство перестало быть необходимым элементом выживания, но некоторые неразвитые члены общества продолжают это делать.
Дифференциация уровней владения системным мышлением
В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.
1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:
- Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
- Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
- Им свойственно принимать необдуманные решения.
2. Первый (начальный):
- Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
- Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.
3. Второй (на базе первого уровня):
- Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
- Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
- Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
- Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.
4. Третий (на базе второго уровня):
- Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
- Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.
Способность к системному мышлению можно развить
Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах. Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.
Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора. Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением.
Среди достойных авторов в этой области — Джозеф О’Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О’Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.
Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.
Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев. Системное мышление он называет системно-векторным.
Содержание
- Что такое критическое мышление?
- Системный подход в мышлении
- Какова роль системного подхода в критическом мышлении?
- Как начать мыслить системно и критически?
В мире, где информация поступает ежеминутно в огромных количествах и, как правило, бессистемно, важно развивать умение критически мыслить. Эта способность мозг играет на первых ролях: позволяет выявить пропаганду, попытки манипуляции или откровенную ложь в потребляемом контенте. Умение систематизировать поступающие сведения дает серьезную защиту против подобных негативных факторов. Поэтому роль системного подхода в критическом мышлении трудно переоценить. Но сначала надо разобраться в понятиях системного и критического способа думать.
Что можно сделать уже сегодня
Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:
- Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
- Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
- Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
- Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.
Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.
Анализ и синтез
Наличие обратных связей в системе во многом предопределяет общее поведение системы и при этом накладывает критически важное условие на изучение поведения систем. Нельзя понять поведение системы, изучая только ее отдельные части. Но как происходит классическое обучение человека? С самых первых шагов нас учат анализировать особенности и поведение отдельных изолированных объектов. Для упрощения мировосприятия и облегчения нашего развития, система (опять же!) образования упрощает действительность. Многие годы мы учимся работать с изолированными отдельными объектами. Учимся решать задачи типа, из пункта А в пункт Б выехал велосипедист… и т.п., и при этом хорошо понимаем – реальная жизнь, она другая! Анализ изолированных объектов значительно облегчает решение задач, и это важно в начале процесса обучения. Но после развития навыков анализа важно сделать следующий шаг. Верно и то, что современное общество приучает нас к линейному, несистемному восприятию действительности, поскольку это сильно упрощает быт человека. Как результат, мы искренне удивляемся где-нибудь в музее или на экскурсии, когда узнаем, как раньше люди для сохранения урожая и продуктов строили ледники, успешно высаживали деревья и растения, искали воду, охотились на животных и т.п. не просто начиная это делать, но и учитывая, казалось бы, несущественные факторы… Безусловно, сегодня нам гораздо легче «просто» включить холодильник или плиту, задействовать компактные замкнутые системы, чем научиться сохранять продукты без электричества или разжигать костер, как это делал Робинзон Крузо.
Подведем промежуточный итог. Классическая система образования учит нас видеть реальность в виде прямых линий, тогда как в действительности мир вокруг состоит из кривых линий и окружностей, взаимозависимых элементов. Нам критически важно перейти от анализа
отдельных частей к
синтезу
элементов и изучению поведения взаимосвязанных объектов. Ведь реальность именно такова – нас окружают системы.
Как отмечает Питер Сенге в «Пятой дисциплине» [2], необходимо научиться фундаментально изменять свое мышление от установок Линейного к Системному мышлению, см. рисунок.
Циклы обратных связей в системе
Еще раз вернёмся к исключительно важному элементу в системном мышлении, — обратным связям, которые связывают отдельные элементы системы. Первое, что важно начать отличать – типы влияния. Например, как влияет уровень сервиса для клиентов на продажи? Типовая ситуация: чем выше уровень сервиса, тем выше продажи. Запомним – это прямое влияние. Рост одного элемента ведет к росту
второго.
Рассмотрим другую ситуацию, жалобы клиентов и уровень продаж. Какая здесь взаимосвязь? Обратная! Это обратное влияние. Для практики стоит проанализировать различные другие взаимосвязи, например: утренняя зарядка и уровень энергии; отношения на работе и уровень взаимной поддержки; количество задач и качество их выполнения и т.п.
Обратимся к системам.
Простейшая система – это взаимодействие двух элементов, где обратная связь одного элемента действует на второй. Если влияние прямое, будем отмечать знаком плюс (+), если влияние обратное, отмечаем такую взаимосвязь знаком минус (–).
Рассмотрим несколько простых систем.
- Ситуация 1А. Если держать деньги в банке на депозите с положительной ставкой, тогда по окончанию срока на всю сумму будут начислены проценты. Это обратная связь в данной системе. По окончанию следующего периода, будут начислены проценты уже на всю сумму, которую была на счете, включая % выплаты прошлого периода. Таким образом сумма будет постоянно увеличиваться. Это пример усиливающего цикла, рис. 1А. Наличие в системе только прямых типов обратной связи ведет к быстрому, экспоненциальному, или как говорят, – взрывному росту.
- Ситуация 1Б. Владелец площадей в торговом центре решает повысить свой доход и повышает стоимость аренды. Это приведет к постоянному росту дохода владельца площадей? Однозначного ответа нет, поскольку в данном случае мы получаем балансирующий цикл из-за наличия в такой системе обратных связей и прямого и обратного влияния. Рост дохода арендатора ведет к повышению ставки аренды, но такой подход снижает доходы клиента. Подобный цикл обратной связи поддерживает стабильность системы и препятствует изменениям.
Таким образом, системы характеризуются наличием различающихся типов обратной связи и формированию циклов причинно-следственной связи, либо усиливающего, либо балансирующего.
Отметим еще один, важнейший признак циклов причинно-следственных связей – наличие задержки в системе, которые часто скрывают происходящие внутри системы процессы. Согласно [3], величина задержки в системе определяется особенностями поведения самого слабого звена системы. Эффект «Предел роста»
Вспомните ситуацию. Вы начинаете дело и у вас отлично получается. Новые усилия дают все новые и новые результаты. Обычно в такой момент нас охватывает чувство восторга. Возникает готовность все больше и больше усилий прилагать в уже выбранном направлении. Но при этом, чем больше усилий прилагается, тем становится сложнее и сложнее достигать новых результатов. И вот, вы «стоите на месте, хотя бежите изо всех сил!» Возникает разочарование, стресс. Почему так? Для начала поздравим, – вы находитесь в системе! Тогда что же происходит с точки зрения системного мышления? Очевидно, в начале процесса в такой системе доминируют усиливающие обратные связи, происходит интенсивный рост. Но мы знаем, что в природе многое сбалансированно, если не прилагаются выверенные и скрупулёзно проработанные специальные действия. Действительно, практически в любой растущей системе возникает петля балансирующей обратной связи, которая постепенно начинает доминировать и предотвращает развитие системы. Этот эффект носит название Предел роста
. Эффективной стратегией развития такой системы является определение факторов развития балансирующей петли обратной связи и работа по ограничению влияния выявленных в ней доминирующих факторов. Верно и то, что значительно менее эффективная стратегия – продолжать развивать только усиливающие контуры обратных связей.
Важность наблюдения за успешными системами
Исходя из того, что системное мышление – это способность вникнуть в функционирование системы, для развития навыка бессмысленно пытаться изучать отдельные части. Основное свойство систем заключается в появлении свойств, характерных для систем, но отсутствующих у ее компонентов. Изучение системы доступно в процессе наблюдения за ней. Чтобы развить системное мышление, стоит наблюдать за эффективными и успешными объектами. Нужно изучать принципы их работы, характер связей между частями, последствия различных предпринятых действий. Такой прием приводит к пониманию работы успешных систем и применению этого знания в жизни.
Решение творческих задач
На самом деле это наиболее действенный и эффективный способ, тренирующий творческие способности и развивающий системное мышление. Его используют на этапе приема на работу в . Кандидаты на должность обязаны решить несколько задач творческого содержания.
Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно утверждать, что искусство системного мышления – цель вполне достижимая. Как и при любых тренировках, понадобится время, сила воли, настойчивость и упорство. Однако результат того стоит, так как приводит к более глубокому восприятию процессов, происходящих в природе, обществе и в самом человеческом теле.