Россия, переулок Сивцев Вражек
Телефон:
+7 (495) 620-81- Показать номер
whatsapp telegram vk email

Классификация современных теорий личности — Современные теории личности

основные теории личности в психологии

Современные теории личности

Если подойти к описанию и определению современных теорий личности формально, то согласно схеме, представленной на рисунке 25, можно увидеть, что существует как минимум пять различных причин для разделения теорий личности на группы, и согласно каждой из этих причин можно выделить две или три группы теорий личности.

Линии на диаграмме, соединяющие различные типы теорий личности, показывают, что теории личности, выделяемые по одному признаку, могут быть сгруппированы (разделены) и по другому признаку. Например, психодинамические теории могут быть одновременно экспериментальными и неэкспериментальными. То же самое справедливо для социодинамических и интеракционистских теорий личности. Более того, каждая из теорий личности может быть классифицирована по различным основаниям, и полное описание теории по этой схеме получается, если двигаться по линиям сверху вниз и последовательно оценивать одну и ту же теорию по различным основаниям. Например, гуманистические теории личности — это неэкспериментальные теории, которые представляют как структуру, так и динамику личности, они относятся как к детству, так и к взрослой жизни, и описывают психологические свойства личности. Обратимся к классификации теорий личности по индивидуальным основаниям.

Первая основа — это то, как та или иная теория объясняет поведение человека. В соответствии с этим теории личности можно разделить на следующие группы: психодинамические, социодинамические, интеракционистские и гуманистические.

Психодинамические теории называют теориями личности, в которых человек как личность представлен и описан в терминах, характеризующих его психологию или внутренний мир. Это такие термины, как потребности, мотивы, черты личности, характер, темперамент, воля и т.д. Объяснение человеческого поведения в этих теориях дается исключительно изнутри, то есть с учетом психологии (или физиологии) человека. Тот факт, что поведение человека может также зависеть от ситуации, в которой он находится в данный момент, не учитывается в теориях такого рода.

Формирование и развитие личности человека представляется в психодинамических теориях как изменение его психики, а не как его поведение или реакции на внешние воздействия, то есть исключительно как динамика внутреннего мира (отсюда и название этих теорий — психодинамические).

Известными примерами социодинамических теорий являются психоаналитическая теория личности 3. Фрейда и теория черт личности Г. Оллпорта и Р. Кеттела.

Социодинамические теории называют теориями личности, которые подчеркивают внешний, поведенческий подход к личности человека. Если необходимо представить и описать человека как личность, то выделяются типичные формы социального поведения человека, его привычки, действия, поступки и реакции на различные ситуации. Объяснения поведения в рамках теорий этого типа также даются со ссылкой на ситуацию (предполагается, что ситуация определяет поведение человека, а не его внутренний, психологический мир, то есть предполагается, что изменения, происходящие в данной ситуации, вызывают соответствующие реакции у человека и изменения в его поведении).

В рамках этих теорий вопрос о возникновении и развитии человека как личности решается следующим образом: стабильные изменения, которые происходят в поведении человека под влиянием социальной среды или определенных ситуаций, являются изменениями в его личности. Примером социодинамической теории личности является теория Б. Скиннера и А. Бандуры, основанная на идеях социального бихевиоризма.

Интеракционистские (взаимодействующие) теории — это теории личности, в которых при описании и объяснении поведения человека, а также при изучении его возникновения и развития как личности учитываются как внутренние, психологические характеристики конкретного человека, так и его внешне наблюдаемое поведение. Итерационистские теории личности занимают промежуточное положение между психодинамическими и социодинамическими теориями. Примером такой теории является теория социальных ролей, разработанная Э. Берном1.

Основные теории личности в психологии

Психология личности — современная научная дисциплина, благодаря которой удается охарактеризовать человека, указать совокупность его главных черт и свойств, понять социальную сущность. В приведенных ниже теориях личность рассматривается как главный предмет психологических исследований, согласно выбранным авторами определенным критериям.

основные теории личности в психологии

Психодинамическая теория

В психологии много теорий личности. Автором одной из самых актуальных является З. Фрейд, знаменитый австрийский психолог и психоаналитик.

Он основоположник психодинамической или психоаналитической теории личности, разработал трехкомпонентную структуру психики:

  1. Ид (оно) — инстинктивная часть личности. В ее основе преобладают бессознательные, примитивные побуждения и рефлекторные реакции, активируется гормонами удовольствия.
  2. Эго (я) — рациональное ядро и осознаваемые направления психики. Это функция познания окружающего мира с целью выработки плана действий для удовлетворения желаний Ид, но в условиях определенных ограничений.
  3. Супер-Эго (сверх я) — моральная сторона развития личности на основе установок социума. Представляет собой совесть и Эго-идеал.

Все концепции психоанализа нацелены на изучение бессознательного. Они способствуют наиболее полному пониманию человеком особенностей своей личности.

Также ученым представлены два вида инстинктов — жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Аналитическая теория

Однако Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, отказался от ряда положений психоанализа, так как был убежден в том, что у человека при рождении уже заложены все его личностные качества и свойства, а воздействие окружающей среды лишь их выявляет. Он считал, что смысл жизни — в дополнении врожденных установок персональными и более проработанными архетипами.

К. Юнг утверждал, что развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, а всех людей можно поделить на две категории — интровертов и экстравертов. Врожденные архетипы влияют на их поведение и оказывают воздействие на волю.

В аналитической теории рассматриваются следующие сферы:

  • бессознательная коллегиальная — сохраняет историческую наследственность всего человечества;
  • бессознательная персональная — в некоторых случаях может игнорироваться разумом человека, особенно если он целиком поглощен какой-то идеей;
  • сознательная персональная — инстанция, представляющая основу самосознания, оперирует мыслями, воспоминаниями, чувствами.

Архетипы различны, они могут быть универсальными и определяться одинаково для всех народов, например, понятия о добре и зле. Но есть и нестандартные варианты.

Гуманистическая теория

Абрахам Маслоу изучал преимущественно позитивные стороны поведения людей, стремящихся наиболее полно выявить и развить свои личностные возможности. Это позволило ему продвигать гуманистический взгляд на человеческую природу и направить внимание научной общественности на здоровых, самореализовавшихся индивидуумов.

Дефицитарные психологии, бихевиоризм и психоанализ, в представлении Маслоу, упускали многие аспекты личности такие как:

  • любовь;
  • альтруизм;
  • творческий подход в решении многих задач;
  • создание нетрадиционных идей.

Теория мотивации, наиболее известная из всех созданных американским психологом. В ее основе — иерархия потребностей. Причем самоактуализация признается высшей из всех потребностей человека, побуждает его к раскрытию талантов и способностей.

Маслоу представляет следующие модели личности:

  • идеальное «Я» — мысли и чувства, настроения и размышления, к которым человек стремится ради раскрытия своего внутреннего резерва;
  • реальное «Я» — переживания и размышления, характерные для настоящего момента.

Согласно гуманистической теории Маслоу, личность — это представление внутреннего человеческого «Я». А ее структура — сочетание идеального с реальным «Я».

Гуманистические теории личности

Гуманистические теории личности занимают особое место среди теорий, которые делятся на группы в зависимости от способа описания личности и объяснения поведения человека, а также характеризуют процесс личностного развития человека. Они возникли позже многих других теорий личности, относящихся к психодинамической, социодинамической и интеракционистской теориям, и, более того, находятся в оппозиции ко всем этим теориям.

Почти все теории личности, появившиеся до начала 1940-х годов (именно в это время возникли и развивались гуманистические теории личности), так или иначе отождествляли психологию и поведение человека и животных. Это отразилось в содержании теорий следующим образом: во-первых, они часто рассматривали биологические инстинкты и потребности как движущие силы человеческого поведения; во-вторых, они фокусировались на том, что объединяет людей и животных, а не разделяет их.

Такое положение дел не понравилось ученым, которые позже написали гуманистические теории личности. Они выступали за полный отказ от использования данных о животных в качестве средства характеристики и объяснения человеческого поведения. По их мнению, только люди могут быть личностями, и поэтому аналогии с животными неуместны при описании людей как личностей. Изучая психологию человека, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что отличает его от животных. Это цели и смысл жизни, ценности, мораль и многое другое. Объясняя поведение человека, необходимо сосредоточиться именно на этих характеристиках, а не на биологических инстинктах и потребностях. Наконец, рассматривая становление и развитие человека как личности, необходимо изучить его психологию с точки зрения стремления к самосовершенствованию. Автором этой критики и одновременно самой известной гуманистической теории личности был американский психолог А. Маслоу.

Теории делятся на экспериментальные и неэкспериментальные, в зависимости от метода получения данных о личности человека. В теориях личности экспериментального типа основным источником данных о них, составляющих основу теоретических обобщений, являются факты, полученные в научном эксперименте с использованием современных психологических тестов и методов математической статистики. Примером такой теории личности является теория черт личности. Неэкспериментальные теории — это теории, созданные на основе анализа и обобщения наблюдений, рассуждений и т.д., т.е. теории, основанные не на экспериментально полученных данных, а на наблюдениях и служебных догадках ученого. Примером такой теории является гуманистическая теория личности А. Маслоу.

В зависимости от акцента на структурных или динамических аспектах личности, теории делятся на две группы с соответствующими названиями: структурные и динамические. Структурные теории личности сосредоточены на описании личности, спецификации ее структуры, а динамические теории сосредоточены в основном на изучении процесса формирования, развития и изменения человека как личности, т.е. его динамики. Типичной структурной теорией личности является эго-теория личностных черт, поскольку ее авторы были в первую очередь озабочены выявлением и описанием характеристик, которыми обладает человек как личность. В свою очередь, психоаналитические и гуманистические теории личности можно рассматривать как структурно-динамические[1].

В зависимости от четвертого критерия — возрастного диапазона, охватываемого теорией личности, — все теории можно разделить на следующие две группы: Теории, которые касаются в основном детства, и теории, которые охватывают всю жизнь человека. Теории первого типа фокусируются на том, что представляет собой личность от рождения до 15-16 лет, то есть до конца детства. Теории второго типа рассматривают личность в процессе ее формирования и изменения на протяжении всей жизни.

Понятие о теории личности

Теория личности является совокупностью предположений о предпосылках и способах личностного развития.

Каждая теория стремится к индивидуальной трактовке и предсказанию общественного поведения.

Структура личности содержит эндопсихологический компонент (восприимчивость, задатки) и экзопсихологический (характер, способности).

Базовые вопросы теорий личности:

  • Каков характер механизмов личностного роста?
  • Какой период становления наиболее важен в личностном развитии?
  • Какие процессы являются доминантными в структуре личности?
  • Существует ли свободная воля у индивидуумов?
  • Субъективен или объективен внутренний мир личности?

Структура личности по Фрейду

В теории личности Фрейда структура личности изображается как состоящая из трёх областей: бессознательного {Id), эго, сознательного или самосознательного человека {Эго), и «суперсознательного» или сверхсознательного человека {Супер-Эго)[2] (рис. 26).

По мнению Фрейда, бессознательное состоит из двух основных инстинктов человека: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первое побуждает человека сохранить и продолжить жизнь, второе — положить ей конец (разрушение)[3]. Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком как действительно определяющие его поведение, но они существуют и действуют, тем не менее, заставляя человека постоянно искать пути своего полного удовлетворения. Реализуя эти стремления, человек действует, по словам Фрейда, на основе «принципа удовольствия».

Однако, когда человек живет в современном обществе среди других людей, у него нет возможности открыто и в полной мере удовлетворить эти инстинкты, потому что условия жизни в обществе, его моральные и другие нормы ограничивают не только удовлетворение, но даже открытое проявление этих инстинктов в поведении. Человек с детства воспитывается, чтобы сдерживать эти инстинкты, и в конце концов учится этому, изучая правила и нормы культурного поведения в обществе. Соответствующие нормы и связанные с ними формы социального поведения также являются частью его личности, но занимают лишь верхнюю ее часть, «супер-я». Эта структура личности регулирует поведение человека на основе «чувства долга и морали».

Согласно Фрейду, между бессознательным и «супер-эго» существует неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов. В определенной степени человеку удается если не решить их, то частично или временно, путем разработки и использования механизмов психологической защиты. Это способы рационального объяснения и оправдания действий человека, которые мотивированы инстинктами, а также способы избавления от чувства страха, которое человек может испытывать из-за осознания того, что своим поведением нарушает социальные нормы, ведет себя аморально. Психологические защитные механизмы являются частью третьей подструктуры личности, «самости», сознания или самосознания. Ниже перечислены некоторые механизмы психологической защиты, которые Фрейд называет и определяет в своей теории.

  1. отказ. Когда реальность кажется человеку неприятной, он закрывает на нее глаза, старается не воспринимать ее, отрицает существование ситуации или преуменьшает угрозу, которую она представляет для него самого. Распространенной формой такого поведения является отказ, отрицание того, что критика несправедлива, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях отрицание может играть положительную роль, например, когда человек серьезно болен и отрицает этот факт (так он находит в себе силы бороться со своей болезнью). Однако чаще всего отрицание мешает людям нормально жить и работать, потому что, не признавая существующей опасности и отказываясь от справедливой критики, они не предпринимают никаких действий для устранения опасности или исправления собственных недостатков.
  2. подавление. В отличие от отрицания, которое в большинстве случаев относится к информации, поступающей к человеку извне, подавление подразумевает блокирование «эго» внутренних импульсов, которые исходят от «суперэго» и указывают человеку на что-то неприятное внутри себя. В этом случае неприятные переживания и неприемлемые для индивида знания о себе как бы подавляются из сферы его сознания, не влияют на его актуальное поведение. Чаще всего подавляются мысли и желания, противоречащие принятым человеком моральным нормам и ценностям.

Теория личности – классификация и содержание

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теория личности …….………………………….……..………………… 4

Глава 2. Теория личности – классификация и содержание …………………… 7

    1. . Традиционные теории ……………………………………………………… 7
    2. . Новые теории ….…………………………………………………………… 10
    3. . Новейшие теории ………………………………………………………….. 12

Заключение ………………………………………………………………….….. 14

Список используемой литературы ………………………………………….… 15

Введение

Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности — объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи —экспериментаторы, так и теоретики в области психологии личности.

Другая цель психологии личности — помогать людям получать большее удовлетворение от жизни. Продолжая развивать теорию и экспериментальные исследования, многие персонологи занимаются сегодня поиском путей реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей.

В современной психологии множество подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Теории личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.

Глава 1

.
Теория личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Теория — это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому, строго говоря, не может быть «правильной» или «неправильной». Тем не менее, теория в целом принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом (обычно основанные на данных, полученных в конкретных экспериментах) согласуются с объяснением того же самого феномена, вытекающим из самой теории. Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности — это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Изучение теорий личности позволяет достичь многого. Предмет нашего интереса — природа человека; наша цель — понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире.

Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить, почему пятилетний мальчик испытывает такую сильную романтическую привязанность к своей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования. Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этом возрасте переживают похожие чувства. А вооружившись теорией, которая соотносит подобные чувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появления данных эмоций), мы сможем лучше понять мальчика. Мы можем оказаться правыми или неправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в понимании определенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.

Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения. То есть мы должны суметь предсказать определенные изменения в поведении мальчика, являющиеся функцией от родительского воспитания. Что будет, если его мать начнет активно поощрять романтические чувства своего ребенка или отец отвергнет сына из-за того, что тот на него злится? Подобные предсказания не только должны быть возможными, но в идеале теоретическая концепция должна быть сформулирована таким образом, чтобы существовала возможность строгой и точной эмпирической проверки. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования. И наоборот, научную ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи — те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.

Глава 2. Основные теории личности

Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. В современной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологию. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:

1.Традиционные теории личности (В.Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З.Фрейд, К. Юнг и др.);

2.Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.);

3.Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс, Э.Фромм и др.).

2.1 Традиционные теория

В числе традиционной теории личности заметное место занимает фрейдизм. Фрейдизм — названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникла как концепция объяснения и лечения неврозов. Это направление в психологическом знании длительное время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, таким образом, комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.

Все это позволило Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.

Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального, и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

Предсознательный – его содержание без труда может быть осознано человеком.

Сознательный – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и др. влечения.

Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводя к неврозу. Следовательно, для познания личности следует учитывать достижения Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, т.к. в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.

Психологические взгляды К. Юнга ориентированы на выделение в психике человека «сознательного» и «бессознательного». Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах:

а) индивидуальной (личной)

б) коллективной – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения архетипы.

Если инстинкты и влечения рассматриваются в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному поведению, то архетипы (способ связи образов, переходящих из поколения в поколение). Согласно Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. , лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т. п. Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией ,имеющей целью достижение особой связности коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому она становится самостью.

В зависимости от преобладания той или иной функции психики Юнг выводил следующие типологии личности:

а) эмоциональный – свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

б) чувствующий – 1) общая способность к ощущению; появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии – повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. ;

Ссылка на основную публикацию
Похожее