Виктория Шилкина
Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.
Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
Техника речи
Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.
Дыхание
Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.
Громкость
Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.
Дикция
Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.
Темп
Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.
Интонация
Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.
Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».
Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
Содержание
- Что должен уметь оратор
- Что является основой ораторского искусства
- Наработка ораторских навыков
- Композиция ораторской речи
- Как выстроить речь по правилам ораторского искусства Ясная структура выступления
- Грамотный и выразительный язык
- Объективная и полезная информация
- Баланс между эмоциями и фактами
- Лаконичная речь
- Уместные паузы
- Портрет аудитории
- Импровизация
- Подготовленные шутки, цитаты, истории
- Чувство юмора
- Стиль повествования
Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
Ораторские приемы
Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.
- При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.
- Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.
- Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации: аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
- антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
- гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.
Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).
История становления
Ораторское искусство появилось не за один день. На его становление ушли годы, поскольку требовались участие и дисциплина. В истории отмечены зачатки еще в древнем Риме, Вавилоне, Индии. Развитие происходило постепенно. Возникала необходимость донести свежую информацию до населения.
Сделать это можно было только с некоторой возвышенности, откуда человека было бы хорошо видно. Раньше люди не задумывались о том, чтобы специально готовиться и тренироваться. Наука риторика появилась сравнительно позднее.
Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
Виды
Ораторское искусство можно условно разделить на несколько типов. Все они имеют нечто общее, но отличаются друг от друга поведением лектора, его настроенностью на результат и особенностями взаимодействия:
- Социально-политическая речь. Предполагает продолжительное выступление оратора. Его голос должен быть громким, чтобы охватить большое количество площади. Освещаются вопросы политики, связанные с социальным взаимодействием.
- Судебная речь. Выступления прокурора, судьи, адвоката содержат необходимую информацию. Слова должны произноситься четко, с ощутимым нажимом. Судебная речь подразумевает использование делового стиля. Здесь нет места проявлению эмоций и излишней жестикуляции.
- Социально-бытовая. Произносится на обыденном уровне и не отличается масштабностью. Происходит тогда, когда человек считает необходимым что-то доказать собеседнику.
- Церковная речь. Отличается монотонностью и огромной сосредоточенностью. Со стороны кажется, что человек излишне сконцентрирован на произнесении каждого слова. Примеры: исповедь, проповедь.
ЧИТАТЬ Субъективное мнение как философское понятие
Приёмы оратора
Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.
Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.
А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.
Правила для новичков
Выделим самые основные тезисы из них:
- Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства и риторики. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления.
- В начале, прежде всего, необходимо уметь себя преподнести, создать собственный персональный бренд – такой, как у киноактеров или политических деятелей. Требуется подавить естественный психологический страх публичных выступлений, а для этого больше практиковаться в них.
- Свое искусство полезно шлифовать на близких, друзьях, знакомых – всех тех, кто в состоянии будет выслушивать и слушать начинающего оратора. Ни в коем случае нельзя заучивать или читать с листа.
- В ходе выступления не нужно пытаться подавить окружающих мощью своего интеллекта: это, скорее, поможет нажить врагов, а не завести друзей. Гораздо эффективнее сделать ставку на определенные примеры, положительные эмоции, общение, коммуникацию, интонацию, убеждать, но не принуждать.
- Очень важно смотреть людям в глаза – это принесет больше необходимой пользы, чем сотни красивых фраз и призывов.
Видео — тренинг публичных выступлений — советы и упражнения профессионального актера
Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и существует:
- информационная, с первых минут знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
- развлекательная, имеет увеселительный характер;
- убеждающая, в которой оратор должен добиваться согласия, убеждения слушателя со своей точкой зрения и хочет убедить его в чем-то;
- воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
- призывающая к действию, агитирует совершить действие.
Основные ошибки начинающих ораторов
- Маленький словарный запас:
текст приходится буквально заучивать, нет места импровизации; - Слова-паразиты,
которые часто проскакивают, когда человек во время выступления волнуется или забыл, о чем хотел сказать дальше; - Сбивчивая речь:
человек говорит слишком быстро или слишком медленно, делает длинные паузы, начинает говорить тихо или наоборот громко, испытывает волнение, чувствует страх; - Монотонность:
слишком пресная речь, взаимодействие с публикой на нуле, всем скучно.
Наша задача — понять, какие ошибки допускаются и искоренять их всеми возможными способами. При условии регулярной практики приобретенные навыки будут освоены до автоматизма, больше не придется себя контролировать и одергивать. Признак ораторского искусства — умение удерживать внимание публики и при необходимости с легкостью импровизировать.
Поэтому, важно соблюдать баланс: с одной стороны, постепенно накапливать багаж знаний в данной сфере, с другой стороны — не забывать о практических уроках. Можно прочитать сотню книг по риторике, ознакомится с разными теоретическими подходами и методом, но если при этом вы не будете выступать — перед зеркалом, перед знакомой аудиторией и пр. — то результат будет нулевой. Для того, чтобы быстрее победить страх публичных выступлений, старайтесь использовать каждую возможность “толкнуть речь”: говорите тосты, ходите на публичные лекции и задавайте вопросы с места, выражайте свою позицию на рабочих планерках и пр.
Также очень важно постоянно анализировать выступления — свои и чужие. Запишите свою речь на диктофон, после чего найдите ошибки и недочеты, подумайте, как их можно исправить. Анализируйте чужие выступления, отвечайте на вопросы: что мне понравилось и не понравилось, какие приемы применил оратор или ведущий , чтобы улучшить восприятие информации?
Современную ораторскую речь характеризует такая особенность, как выбор и использование правильной тональности общения. Это помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией, это происходит непосредственно при озвучивании мыслей.
Обратная связь
Попросите знакомых прокомментировать ваше выступление, ведь взгляд со стороны очень полезен. Пусть расскажут, что им понравилось, а над чем еще стоит поработать.
Полезные упражнения для развития навыка импровизации
- Возьмите любой текст и зачеркните карандашом любые слова. Читайте отрывок текста вслух и на месте зачеркнутых слов на ходу придумайте синонимы.
- Выберите любую интересную для вас тему. Засеките время, и в течение пяти минут говорите свои мысли и идеи по этому поводу. Причем говорить следует размеренно, без запинок.
- Более сложное упражнение — импровизация на какую-то необычную, почти фантастическую тему. Постарайтесь раскрыть ее максимально, в мельчайших подробностях.
- Выбирайте из словаря разные слова и своими словами рассказывайте, что они означают.
- Выберите любое слово и подберите к нему пять прилагательных.
Эти упражнения помогут увеличить словарный запас, развить креативность, способность импровизировать во время выступления.
Следите за своей речью и избавьтесь от всех этих “как бы”, “ну”, “э-э-э”. Они свидетельствуют о неуверенности и неумении грамотно выражать свои мысли.
Искусство красноречия Древнего Рима
Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:
- Чтение классической литературы.
- Правильное письмо на основе требований грамматики.
- Овладение красноречием с сочинением собственных речей.
О том, что преподавалось, чему учили в римских школах, поведал в своем труде «Риторические наставления» Марк Квинтилиан, сам имевший богатый опыт учителя, а также судебного адвоката. У него изучение наук, книг сопровождалось углубленным познанием правил ораторского искусства, включая историю его возникновения.
Философ и преподаватель, прославившийся на этом поприще, гораздо больше, чем как судебный деятель, Квинтилиан посвятил свою жизнь подробному, методичному анализу качеств, необходимых оратору, и тому, с помощью чего их можно развить
В его книгах даются советы, как лучше всего аккумулировать цитаты известных авторов, крылатые выражения, особенное внимание уделяется постоянным устным беседам, формирующим слог, чувство ритма, опыт ведения дискуссии
Хорошего оратора, как считал именитый римлянин, можно узнать по складной, красивой речи и особой утонченности фраз. В своих трудах он вывел ряд рекомендаций, направленных на практическое улучшение речи, проработку мимики, позы говорящего, обязательное следование логике.
Другой известный деятель времен Римской республики, Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий. Взгляды Цицерона нашли отражения в его трактатах («Оратор», «О построении речи» и других).