Нередко родители отмечают у детей поведенческие нарушения, связанные с невнимательностью, плохой успеваемостью в школе, рассеянностью. Нередко причиной является синдром гиперактивности и дефицита внимания. Но давайте разберемся в проблеме детальнее.
- Выявим негативные факторы
- Назначим индивидуальную программу лечения
Причины снижения памяти и нарушения вниманияСимптомы нарушенийВозможные последствияЛечение
Специальное предложение
Подробнее
ДО ОКОНЧАНИЯ АКЦИИ ОСТАЛОСЬ:
Помните! Обязательна предварительная запись на лечебный сеанс и диагностику позвоночника.
Записывайтесь заранее, количество мест по уникальной акции ОГРАНИЧЕНО!
Поиск корней проблемы
Появление у малыша проблем с памятью — тревожный звонок. Причиной могут быть как банальная усталость и рассеянность, так и функциональные расстройства мозговой деятельности. Постоянный контроль со стороны родителей способностей к усвоению и запоминанию новых навыков является гарантией правильного развития маленького человека.
Есть ли проблемы с памятью у ребенка, можно определить, отмечая следующие особенности поведения:
- Недостаточная адекватность малыша в общении с друзьями;
- Затруднения в ответе на прямое обращение;
- Проблемы в выполнении новых заданий;
- Полная растерянность и непонимание в сложных делах, попытка отказаться от них;
- Проблемы с внимательностью;
- Ребенок не может применить навыки в данных ему поручениях.
Причиной появления проблем с усвоением знаний могут быть социальные, наследственные и приобретенные состояния нарушений памяти. К социальным причинам относятся образ жизни в семье, постоянное отсутствие необходимых продуктов и витаминов в рационе малыша. Отрицательно сказывается на развитии, если ребенок почти не бывает на свежем воздухе или с ним мало занимаются, он предоставлен сам себе.
К наследственным причинам относится врожденное умственное отставание. В случае приобретенных проблем с памятью причиной могут быть заболевания психического характера, последствия сильной травмы головного мозга, состояния после перенесенной комы, интоксикации.
Нередки частичные потери памяти после перенесенных инфекционных болезней. В большинстве случаев частичная потеря памяти возможна при стечении нескольких обстоятельств: неблагоприятная обстановка в детском коллективе и дома, тревога и страхи, недостаток витаминов.
Особенности памяти в детском возрасте
Дети обладают синкретичной памятью, то есть, они способны воспринимать мир в полном объеме, не разрывая эмоции с образами и предметами. Полученные впечатления у детей гораздо ярче, поэтому они надолго запоминают разные события.
В результате неразрывности союза эмоций и событий, дети обладают лучшей способностью к запоминанию.
Чтобы память в дальнейшем была развитой, рекомендуют укреплять ее с ранних лет. Благодаря получению большого количества информации у детей формируется восприятие и мировоззрение, которое сопровождает их на протяжении всей жизни.
Методики восстановления памяти
Что делать, если у ребенка плохая память и внимание подсказывают профильные специалисты: детские психолог и невролог. Возможно придётся провести полноценное комплексное обследование и назначить терапевтическое лечение. Как правило, назначение включает комплекс витаминов и лекарства, улучшающие мозговое кровообращение — ноотропы. Рекомендуется пройти курсовое лечение у психолога, цель таких занятий — заставить ребенка поверить в свои силы и убрать тревожность и страхи.
В школе после начальных классов резко увеличивается учебная нагрузка. Нередки случаи жалоб учеников средних классов на сложности с запоминанием, частые головные боли, быструю утомляемость. Дети рассеянны на уроках, невнимательны, снижается успеваемость. Что делать, если у ребенка 10 лет плохая память зависит от причины проблемы. Часто он кроется в неготовности мозга к новым нагрузкам.
В таких случаях родителям рекомендуется проверить в течение нескольких дней распределение времени своего ребенка. Хронометраж даст картину затрат времени на кружки, спортивные секции, компьютерные игры, собственно отдых. Дети, как и взрослые, обязаны отдыхать, чтобы успеть восстановить силы. При дефиците времени на отдых и коротком сне мозг не успевает отдохнуть, и в итоге школьник не может сконцентрироваться, он рассеян, появляются проблемы с памятью.
Чтобы исправить ситуацию, родители обязаны упорядочить рабочий день ребенка, следует помочь с выполнением особо сложных заданий. Особое внимание рекомендуется уделить усиленному полноценному питанию. Обязательно увеличить в дневном рационе употребление рыбы, мясных продуктов, фруктов. По возможности добавить чернику, она активизирует работу мозга.
Необходимо помнить, что регулярные упражнения по развитию памяти помогают восстановить ее функции. Мозг следует тренировать регулярно с самых пеленок, даже во взрослом состоянии регулярные занятия позволяют значительно развить качество памяти.
Рекомендации психологов и логопедов включают чтение сказок самым маленьким, предпочтение сказкам с частыми повторами, они легче запоминаются, здесь развивается слуховая память. Когда малыш взрослеет и может повторять сам стихи и маленькие отрывки, следует увеличивать количество текстов для заучивания.
Что делать, если ребенок плохо запоминает стихи, подскажет детский психолог. Мотивация к успеху при прочтении выученных наизусть стихов и сказок дает толчок и стимул к развитию смысловой и образной памяти. Следует как можно больше уделять времени малышу, он не должен оставаться сам, только в общении, в игровых ситуациях, в непрерывных «почему» идет развитие мозга, и увеличивается количество связей между нейронами.
Рекомендуется метод Монтессори в играх с детьми: после игры с определенным количеством предметов незаметно следует забрать один из предметов. Малыш должен сам без подсказки определить, какого предмета не хватает. Такая игра развивает наблюдательность и очень полезна.
Игра «Где и как лежит» поможет развить мышление и логическую память ребенка. Для такой игры рекомендуется собрать мелкие предметы из разных помещений квартиры в один ящик (пакет). Ребенок достает предметы друг за другом и комментирует местонахождение вещи в квартире, потом он относит на место все предметы. Или тренироваться с помощью подобных заданий:
Для развития ассоциативной памяти следует во время разговора с ребенком обратить внимание на мелкие детали, например, запах и яркий цвет цветов на клумбе, детали одежды у прохожих, формы облаков перед дождем. Ассоциативная память способствует запоминанию образов различных событий и явлений.
Что влияет на формирование памяти?
Дети 4-6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определенной деятельности, чаще всего игровой. В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий.
Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.
Данные эксперимента говорят о следующем:
- для запоминания предметов в определенной связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
- у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.
Развить кратковременную память помогают терпение и тренировки.
Важность правильного питания
Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:
- Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
- Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
- Фрукты, овощи;
- Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
- Злаки — гречневая и овсяные каши;
- Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
- Мед, шоколад, сухофрукты;
- Молоко — не менее 2 стаканов в день.
Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.
Нарушение памяти у детей с нарушением зрения:
Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Поэтому, нарушение зрения ведет к существенным ухудшением процессов памяти и восприятии окружающей среды особенно в детском возрасте.
Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.
В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.
Рекомендации родителям
Родители часто пребывают в растерянности, если у малыша появляются признаки плохой памяти, и он ничего не может запомнить. Но надо не поддаваться панике и знать, что делать в таких ситуациях, как вернуть маленькому члену семьи утраченные навыки запоминания, как предупредить срывы в дальнейшем.
Мозгу как одному из важных органов постоянно необходим тренинг. Следует уделять больше времени для занятий по обучению и закреплению пройденного материала. Важны игровые моменты, ненавязчиво следует предложить малышу поиграть в игру с ключевым вопросом: «А что мы учили (смотрели, читали) вчера (позавчера, три дня назад)?».
Ребенок должен спокойно рассказать о событиях в школе, о разговоре в магазине, необходимо на таких бытовых примерах развивать навыки памяти. Заучивание стихотворений, прибауток, поговорок благоприятно действует на развитие памяти. Рекомендуется возвращаться по выученному материалу на несколько дней назад. Для помощи ребенку в запоминании стихов рекомендуется учить стихотворение по цветным картинкам. Логическая память усиливает запоминание пройденного материала.
Если у ребенка плохая память, а он не отрывается от планшета или смартфона и все свое свободное время проводит с «электронными друзьями», родители обязаны отвлекать его различными способами, предложить пойти в зоопарк, на выставку, в музей. Малыш должен получать новую информацию из внешней среды.
Как улучшить память ребенка?
Для лечения наших маленьких пациентов мы применяем только безболезненные, мягкие способы лечения, которые не приносят дискомфорта малышу.
Мы используем методы:
- Транскраниальная микрополяризация (ТКМП);
- Трансвертебральная микрополяризация (ТВМП);
- Мануальная терапия;
- Остеопатия;
- Иглорефлексотерапия;
- Фармакопунктура;
- Изометрическая кинезиотерапия;
- Изометрическая кинезиотерапия на установке «Экзарта»;
- Озонотерапия;
- Физиотерапия;
- Физиотерапия с ферментными препаратами;
- Медицинский массаж;
- Лечебные капельницы;
- Гирудотерапия;
- Цуботерапия.
Профилактика нарушения памяти:
Психолог по телефону в МосквеВедущую роль в профилактике и сохранению интеллектуальных способностей играет поддержание здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, занятие спортом, своевременное лечение соматических заболеваний, особенно сердечнососудистых, нервных и эндокринных и психологических расстройств.
Также очень важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, нормальную продолжительность сна. Ведь именно во сне происходит основной отдых мозга и сортировка поступившей за день информации, ее фиксации в долгосрочной памяти. Нормальный сон должен составлять единоразовый 7 – 8 часов сон в день.
Еще один важный аспект профилактики нарушения памяти – сохранение нормальной социальной активности индивида, участие в общественной жизни и обеспечение, хотя бы минимальной, рабочей деятельности. Полезно поддержание общения с родственниками и друзьями.
Положительное влияние на мыслительные способности человека также имеют интеллектуальные занятия: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов и повседневных задач, наличие хобби и интеллектуальной деятельсности.
Поэтому, звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к детскому психологу в Москве на Цветном бульваре и пройдите нейропсихологическую диагностику и тестирование, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами детского психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.