Россия, переулок Сивцев Вражек
Телефон:
+7 (495) 620-81- Показать номер
whatsapp telegram vk email

Изотерапия: марания, каракули, кляксография и другие методики для лечения расстройств

Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало. Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное. Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.

Что это такое

В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.

Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.

Как это работает

В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем. Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь. Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.

Из истории

Первые отсылки к изотерапии относятся к концу XIX века, когда ещё даже термина такого не существовало. В записях доктора одной из французских клиник для душевнобольных описывается, как его пациенты любили рисовать во время обострения своих заболеваний и бросали это дело, как только шли на поправку. Эти идеи были подхвачены психиатром М. Симоном и судебным медиком А. Ардье, которые стали использовать рисунки для уточнения диагнозов психически нездоровых людей. Многие считают именно их настоящими основоположниками данного направления в психотерапии.

Сам термин впервые употребил Эдриан Кит Грэм Хилл — английский художник, педагог, арт-терапевт, достаточно популярный телеведущий. Закончив Школу искусств, пройдя Первую Мировую войну, в 1938 году он оказался в туберкулёзном диспансере. Именно там, наблюдая за больными, он сделал вывод, что болезнь ищет выход наружу через рисунки. После Второй Мировой он стал активно внедрять арт-терапию в психологию и психотерапию. Изобразительное искусство успешно применяли в работе с детьми, прошедшими ужасы нацистских концлагерей.

Методика стала невероятно популярной и оформилась в отдельное, самостоятельное направление. Идею подхватили такие известнейшие в то время психологи, как К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу. Все они сходились во мнении, что каждый человек непроизвольно сдерживает в себе способности, которые необходимо освободить для успешной самореализации, и одним из самых эффективных способов для этого они считали именно изотерапию.

Особенности занятий для дошкольников

  1. Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности.
  2. Помощь в адаптации. Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр».
  3. Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе. Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением.
  4. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу.
  5. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы.

Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать.

Цели и задачи

Основная цель изотерапии — извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.

Пример. Родители привели на приём девочку, страдающую заниженной самооценкой, множеством комплексов, социально неадаптированную. При этом когнитивные способности (мышление, память, воображение) были на соответствующем её возрасту уровне. Когда на занятиях с ней была применена изотерапия, психолог заметил на всех рисунках одну и ту же деталь — кошку. Причём она всегда изображалась чёрной, страшной, большой и злой. При разговоре с родителями выяснилось, что в доме животных никогда не было. В процессе дальнейшей работы с ребёнком вскрылось, что проблема — в не сложившихся отношениях с первой учительницей, обладавшей авторитарным стилем преподавания и тем самым подавлявшей девочку. Её фамилия была — Кошкина.

Вот лишь некоторые задачи изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
  • выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
  • освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
  • развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
  • поднять самооценку, избавить от комплексов;
  • способствовать самореализации;
  • помочь решить семейные проблемы;
  • раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.

В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции, аутистам — признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его.

Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

  • Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.
  • Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
  • Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.

Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека .

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента. Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия. При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

Что можно использовать:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Макароны.
  • Пластилин.
  • Ленты.
  • Цветная бумага.
  • Природные материалы.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Изотерапия, как один из методов арт-терапии в системе образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩИХСЯ»

Изотерапия, как один из методов арт-терапии в системе образования
Выполнила:
Медяная Мария Александровна

методист отдела краеведения и патриотического воспитания

ГБУ ДО РО ОЭЦУ

г. Ростов-на-Дону

2019 г.

  1. Введение

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года. Огромный поток информации сваливается на человека, казалось бы это же отлично, мы можем оперировать огромными знаниями, получать их из вне, обернуть в свою пользу. Но так ли это на самом деле…

Переизбыток информации превращает ее из полезной в совершенно ненужный «информационный мусор», случается «информационная перегрузка». Этот термин был широко распространен в психологии, а теперь вышел за ее пределы и приобрел массовый характер.

Современные ученики не исключение, весь поток информации «сваливается» на них огромным комом, СМИ, Интернет ресурсы все пагубно влияет на ребенка. Многие дети не могут регламентировать время нахождения в телефоне, Интернете, даже если это все очень важно и по учебе. Не могут правильно фильтровать информацию, а также нет смысла ее запоминать, ведь она всегда под рукой. Это все отражается на памяти, мыслительном процессе в целом. Так же ребенок не общается со сверстниками как это должно быть, конечно, это ведет к социальной изоляции. Вследствие многих факторов идет как раз эта самая «перегрузка», что очень плохо влияет на психику школьника: стрессы, депрессии, страхи.

Современное образование уделяет большое внимание психологической помощи детей. Сейчас уже в детском саду с малышами занимается психолог, оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи.

  1. Из истории

«Арт-терапия» достаточно новое в психологии направление. Как и все направления психотерапии, оно вышло из клинической практики и подразумевало под собой воздействие на человека искусством.

Первые упоминания о данном виде терапии возникли еще в 19 веке, когда врачи психиатрических отделений заметили, что больные, в период обострений любили рисовать и бросали это делать, когда шли на поправку.

Термин Арт-терапия впервые употребил Э. Хилл (английский художник, педагог, арт-терапевт), который вслед за Фрейдом считал, что первоначальные мысли и переживания человека, возникающие в подсознании, выражаются в символах и образах. Но сам Фрейд никогда не использовал рисунки, в отличие от своего ученика и последователя К. Юнга. Современные психотерапевты рассматривают Арт-терапию как самостоятельный вид терапии.

Сегодня Арт -терапия применяется не только в клиниках, она доступна как одно из новых течений, «Арт-терапия в школе». Данная терапия используется не только для лечения, но и для профилактики возникновения психологических проблем. Это связано с тем, что она придаёт человеку, принимающему в ней непосредственное участие, уверенность в своих способностях, возвращает ощущение самоценности, помогает при нарастающих нарушениях сна, уменьшает стресс и фрустрацию, повышает адаптивные способности личности.

Для уравновешивания психоэмоционального состояния ребенка, можно воспользоваться такой техникой как изотерапия

. В узком смысле изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых.

Изначально изотерапия занимала главенствующую роль в арт-терапии, только потом к ней добавилась музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия и другие.

  1. Цели и задачи изотерапии

Основная цель

изотерапии извлечь из подсознания ребенка, то в чем он не признается даже себе, достать из потаенных уголков души самые главные переживания, страхи, проблемы.

Задачи

изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу все скрытое и потаенное;
  • избавиться от агрессии, страхов, фобий;
  • освободиться от нервозности, психологической зажатости, неуравновешенности и т.д.;
  • поднять самооценку;
  • избавиться от комплексов;
  • помочь решить семейный, социальные, межличностные проблемы;
  • помочь самореализоваться;
  • раскрыть творческий потенциал.

Это лишь немногие задачи, которые можно решить с помощью техники изотерапия.

  1. Изотерапия в современной школе

В большинстве современных школ есть такие предметы как Изобразительное искусства, труд, мировая художественная культура, музыка. Но на традиционных уроках дети получают оценки за свои знания, умения, достижения, что не дает им расслабиться и получить удовольствие от своего творчества в полной мере.

Арт-терапия включает в себя довольно много разных техник и методов это музыкотерапия, библиотерапия, игротерапия, маскотерапия, коллаж, песочная терапия и др.

Одной из значимых методик является изотерапия, на ней мы остановимся подробнее, т.к. в данной методике в полной мере проявляется творчество, выплескивается негативная энергия и человек познает свое «Я».

Занятия с художественными материалами: красками, глиной, пластилином, бумагой, другими различными материалами позволяет ребенку осуществить терапевтические задачи: работа со страхами, агрессией, преодоление эмоциональных проблем, взаимодействие с другими детьми, развитие моторики, выражение своих чувств, переживаний с помощью искусства.

Изотерапия замечательная методика, т.к. дает ребенку не общаться с руководителем, сверстниками, ведь часто дети могут замыкаться в себе и не идти на контакт, а выражать свои мысли, чувства, проживания в виде рисунка.

Важно донести ребенку, что изотерапия не имеет цели научиться рисовать, главная задача в данном методе познать себя, услышать потаенные уголки своей души, дать выход творческой энергии.

  1. Рекомендации по занятиям изотерапии

Изотерапия развивает навыки общения и взаимодействия, уверенность в себе, способствует мотивации познания, творчества и обучения; развивает и корректирует эмоциональную сферу; стимулирует развитие мелкой моторики; развивает высшие психические функции такие, как мышление, внимание, речь, воображение; помогает скорректировать страхи, переживания и страдания; имеет релаксационное воздействие, так как ребенок с помощью рисования отдыхает от отрицательных эмоций и мыслей, снимает напряжение.

Вначале, нужно определиться, с какой целью мы начинаем заниматься данной методикой.

Если ребенок настроен агрессивно, присутствуют негативные мысли, эмоции и действия, если он находится в стрессе, депрессии, то нужно выбирать лепку, а не рисунок. Пластилин, глина, шамот, данные материалы вберут в себя весь негатив, материал очень пластичен, поддается всем действиям, его можно рвать, мять, гнуть, вытягивать, катать… Ребенок вложит в эти действия свои эмоции, весь негатив. Рисунок в данном случае только усугубит ситуации, а лепка наоборот успокоит.

Если предстоит выбирать между рисунком или аппликацией, то стоит выбрать первый вариант. Здесь ребенок проявит себя творчески в полной мере, важно отдать предпочтение краскам (масло, акварель, гуашь, акрил), а не графическим материалам (простые или цветные карандаши, сангина, мелки, пастель и др.). Краски и кисть очень пластичные материалы, ребенок сам выбирает нажим и строгость линии, может рисовать пятном или только линиями. Карандаш же не дает такого раскрепощения в рисунке. Также следует предоставить разнообразие цветового решения, не используя только основные цвета (синий, красный, желтый).

Не стоит пользоваться линейкой, циркулем, лекалом и прочими приспособлениями, т.к. эти предметы не дают наибольшего выхода энергии, все изотерапевтические рисунки следует выполнять от руки.

  1. Принципы изотерапии

Занятие изотерапией должно основываться на определенных принципах. Если отсутствуют один или несколько принципов, данная терапия может оказаться совершенно бессмысленной.

  1. В данной технике не стоит задача рисовать правильно, академически, красиво. Важно чтобы рисунок был произвольным и в полной мере дал выход негативной энергии.
  2. Нужно убедить ребенка, не давать оценку своей работе, и работам других детей, этот пункт соприкасается с 1 пунктом.
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Рисунок должен быть изображен от руки без использования чертежных материалов.
  5. На занятии должна быть тихая, непринужденная обстановка, так же достаточно места для каждого из занимающихся, чтобы ребенок мог уединиться и в полной мере раскрыться.
  6. Психолог, педагог не должен вмешиваться в работу учащегося. Здесь идет индивидуальная работа, личные переживания, наполненные смыслом только самого человека.
  7. Обязательно, рисующий должен рассказать что он изобразил, таким образом он сам может понять почему у него например есть определенный страх.
  8. В групповых занятиях без согласия нельзя комментировать работу других детей.

Также руководитель собирает работы учащихся для контроля или корректировки дальнейшей работы.

  1. Методы изотерапии

Вся изотерапия делится на два вида пассивный

— когда выполняется работа по уже созданным произведениям искусства (срисовка, создание умещенных копий) и
активный
— создание чего-то нового, своего видения на мир, предметы.

Также участников выделяют по количеству группы: индивидуальные, парные, групповые.

Возможно использовать следующие приемы в работе с практикой Изотерапии:

  1. Выдувание краски, «Кляксография». (Необходимые инструменты: вода, гуашь или акварель, кисть, трубочка для напитков).

В данной технике рисунок словно рождается сам, стоит только начать творить. Данное занятие не только увлекательное, полезное в плане избавления от негатива, приобретения положительных эмоций, но и очень благотворно влияет на здоровье. Т.к. выдувание через трубочку развивает легкие, силу вдоха-выдоха и вообще дыхательную систему ребенка в целом.

  1. Рисование ладошками (необходимые материалы: краски, кисть, бумага, вода).

У людей очень развиты тактильные ощущения, данная техника рисования позволяет раскрепоститься ребенку, активизирует мышление, творческий потенциал ребенка. Ученик полностью расслабляется, поддаваясь искусству.

  1. Монотипия (необходимые материалы: бумага, кисть, краска, вода, возможно использование стекла).

Данный вид техники очень интересен тем, что ребенок рисует кляксу на одной половине листа, пока она не высохла, быстро сворачивает лист пополам и прижимает ко второй половине листа. Получается необычная клякса, которую нужно доработать, дорисовать.

Если использовать стекло, то работа продумывается заранее, так же нужно делать все очень быстро, чтобы краска не высохла. Наносится определенный рисунок на стекло, отпечатывается на листе и также дорабатывается.

  1. Рисование на влажной бумаге.

Эта техника повышает эмоциональный настрой группы. Даже дети, которые не умеют работать в группе, охотнее идут на контакт с окружающими, процесс взаимодействия между участниками протекает легче. При данном виде технике, краски податливы, словно текут, что дает огромный выплеск творческой энергии.

  1. Рисование на мятой бумаге.

Наряду с техникой рисования на влажной бумаге, существует техника рисования на мятой бумаге. Подростки легко работают с этой техникой, она необычна и нова для них. Можно использовать скомканную бумагу вместо кисти, получаются причудливые пятна, которые затем дорабатываются.

Также высокую эффективность имеют техники рисования определенными предметами: марлей, ватными палочками, штампы картофелем, тампонами, перьями, листиками разных деревьев, веточками, камнями и др.

Огромному выплеску негативной энергии, проработке страхов, приобретению позитивного мышления способствуют такие техники как набрызгивания, мыльные пузыри, «Каракули», рисование пальцами и др.

  1. Заключение

Изотерапия это лишь один из видов Арт-терапии. Данная терапия приводит к положительным результатам: улучшение настроения, повышение коммуникабельности и самооценки. Ребенок становится более спокойным, уровновешанным, идущим на контакт со сверстниками и взрослыми.

Подводя итог можно сказать, что в момент занятиям изотиропией дети расслабляются, познают себя, раскрывают глубины своего подсознания и освобождаются от проблем. С помощью данной методики можно избавиться от ряда вредных привычек: пристрастие к алкоголю, курению, зависимость от гаджетов, сети Интернет.

  1. Используемая литература
  1. «Арт-терапия — новые горизонты» / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006.
  2. «Арт-терапия детей и подростков»/ под ред. Александр Копытин, Елена Свистовская. — М.: Когито-Центр, 2007.
  3. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий»/ под ред. Лебедевой Л. Д. — СПб.: Речь, 2003.
  4. «Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми»/ под ред. Киселевой М. В. — СПб.: Речь, 2006.

Виды и формы

Формы

Изотерапия представлена в двух формах — активной, когда человек рисует сам, и пассивной, когда он работает с уже готовыми произведениями искусства. В первом случае он отпускает на волю своё бессознательное, которое вырывается из-под гнёта «сверхконтроля». Во втором — высказывает суждения, которые помогают психологу (психотерапевту) понять его внутренние убеждения и мировоззрение, а иногда и темперамент.

Например, «Чёрный квадрат» Малевича для рационалистов — всего лишь тёмный прямоугольник, для людей с застревающей акцентуацией характера — неудавшаяся картина, для гипертимного темперамента — разноцветный куб, для аффективно-экзальтированных — бунт в искусстве и т. д.

Виды занятий

Изотерапия проводится в виде индивидуальных, парных и групповых занятий.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

По количеству участников выделяют:

  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.

Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.

Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

На практике

Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии. Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали. Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне, полностью отключая тот самый «сверхконтроль», который у них функционирует ещё слишком слабо.

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

  • изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
  • она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
  • для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
  • взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия), а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
  • яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова), в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Для детей с ОВЗ

Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

  • инвалидами;
  • с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);
  • с расстройствами психики;
  • с физическими недостатками;
  • изгоями.

Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает психологу (психотерапевту) понять ребёнка, вывести его на контакт. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.

Для школьников

Несмотря на то, что изотерапия в основном используется в работе с детьми в детском саду, её активно можно применять и на занятиях в школе. Она имеет мало общего с уроками ИЗО, где даётся конкретная задача, за выполнение которой ставится оценка. Это заставляет включаться «сверхконтролю». Исключение составляют занятия, когда разрешается рисовать на свободную тему.

Школьные психологи в идеале должны отслеживать результаты работы детей на уроках изобразительного искусства. Анализируя доминирующие цвета, которые использует ребёнок, выбор рисовальных инструментов, соблюдение пропорций, ведущие образы и мотивы, можно своевременно выявить имеющиеся у него проблемы психического плана. Ведь явно не норма, когда учащийся 2 класса даже весну изображает исключительно в тёмно-коричневом цвете. В изотерапии этот оттенок сигнализирует о переживании отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Задача психолога — найти их источники и помочь ребёнку преодолеть эти негативные ощущения.

Рекомендация. Подробнее об этом можно прочитать в научно-исследовательской работе Н. П. Куликовой «Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся».

Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:

  • с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи (это могут быть современные направления: граффити, стрит-арт, 3D-рисунки, фотореализм, фэнтези, боди-арт, мейл-арт, нет-арт);
  • изучить его работы в данном направлении;
  • выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
  • проводить с ним беседы об интересующем его течении;
  • после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.

После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.

Для взрослых

В умелых руках профессионального психолога (психотерапевта) изотерапия может использоваться как эффективное средство коррекции и стабилизации психического состояния для взрослых. Несмотря на то, что они, как правило, более скупы на эмоции, подобные занятия позволяют снять цензуру «сверхконтроля» и выразить в рисунках то, что на самом деле ими движет: страхи, детские и подростковые психотравмы, внутренние комплексы, навязчивые мысли и идеи.

Если в детских садах и школах обычно организуются групповые и парные занятия, то со взрослыми эффективнее всего проходят индивидуальные, когда их ничего не стесняет.

Для детей у изотерапии — широкий выбор техник и методик (с использованием пластилина, стекла и других прикладных материалов). Для работы со взрослыми часто достаточно листа бумаги и карандаша или красок.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.

Также рекомендуем почитать: Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения

Ссылка на основную публикацию
Похожее