Понятие рациональности
Перед тем как рассуждать о рациональном мышлении, сперва выясним, что значит рациональность в целом. Слово “рациональность” происходит от латинского термина ratio, что переводится как “разум”.
Принято считать, что наделенный этим качеством человек обладает умом, рассудительностью, логичностью, практичностью. Он эффективно и осмысленно решает задачи, не поддаваясь эмоциям и чувствам. Любую ситуацию рациональный человек может объяснить с логической точки зрения. Он уверен только в том, что может проверить и доказать на практике.
На основе этих знаний попробуем дать определение рациональному мышлению.
Рациональное мышление – это конструктивный мыслительный процесс, который построен на логических умозаключениях и направлен на принятие решений и достижение целей.
Простыми словами можно сказать, что это форма мышления, в основе которого лежит логика. Оно не подвластно эмоциям. Им руководит только разум.
Как правило, данный тип мыслительного процесса больше характерен для мужчин. Хотя в современном мире есть много женщин, которые занимают ответственные посты, ведут собственный бизнес и нередко обладают прекрасным рациональным мышлением.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Но если мужчины редко отступают от данного типа мышления, то женщины могут обращаться и к другим своим сторонам: интуиции, мечтательности. Стоит отметить, что именно эта способность женского ума иногда показывает эффективность в решении некоторых вопросов, поскольку не все можно решить одной лишь логикой.
Структуру логической интеллектуальной активности, как и мышления в целом, составляют такие формы рационального познания, как:
- Понятие.
- Суждение.
- Умозаключение.
Подробно эти и другие термины я объясняю в статье о видах мышления.
Рациональность Рациональный
Рационализм — это не изобретение велосипеда, это всего лишь здравый
смысл и метод принятия правильных решений.
Дмитрий Соло. Принципы Рационализма. Начало
— Я думал, Карпов ничего не боится. — Тебе разницу между страхом,
рациональностью и глупостью объяснить?
Сериал «Глухарь»
Рациональность как качество личности – склонность отличаться чрезмерно рассудочным отношением к жизни; способность направлять свои действия к наиболее разумно обоснованному, целесообразному использованию чего-либо.
Два дровосека как-то поспорили, кто из них нарубит больше леса с утра и до четырёх часов пополудни. С утра мужчины разошлись по своим позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия. Прошло десять минут, и он услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал, как его противник снова остановился. Вновь дровосек обрадовано принялся за работу, уже ощущая запах победы. И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен — приз у него в кармане. Каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся. — Как это получилось? — спросил он своего напарника. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно! — На самом деле всё очень просто, — прямо ответил тот. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.
Рациональный человек стремится найти оптимальное решение, ведущее к цели наиболее надёжным способом. Для этого он взвешивает, просчитывает, обосновывает, сопоставляет, Словом, делает всё возможное, чтобы решить проблему «с головой», рассудочно, с полученным мандатом от разума, внятной логикой и целесообразностью.
Рациональность как качество личности проявляется, когда получено согласие разума, ибо в его функции входит анализировать входящую информацию, сопоставлять её с уже существующим знанием, примерять к своему жизненному опыту, выстраивать логические конструкции, обосновывать свои решения соображениями эффективности и целесообразности. Рациональность может быть как неторопливо рассудительной, так и стремительной, решительной, готовой к разгулу рисков в условиях неопределённости.
Взять, к примеру, банкиров. Кто скажет, что они работают не рационально? Оперируя в нестабильной среде и не обладая всей полнотой информации о контрагентах, коммерческие банки вынуждены продуманно посредством отработанных методов и методик управлять банковскими рисками в своей повседневной деятельности. «Невозможно заниматься бизнесом, не рискуя, — утверждает Ричард Боултон и его коллеги. – Не рискуя, вы ничего не заработаете». Профессор В.В. Витлинский справедливо о.
Рациональность – мужское качество личности. У мужчины сильно развит разум, у женщины – ум. Ум женщины на тонком уровне расположен рядом с чувствами, у мужчин – в отдалении от чувств. Поэтому женщины по своей природе более эмоциональны, чувствительны и неуравновешенны. Им больше свойственна иррациональность. Безусловная, бескорыстная любовь тоже иррациональна.
Мужской разум, впрочем, как и женский, призван контролировать ненасытные чувства и беспокойный, сумбурный ум. Для этого нужен самоконтроль, самодисциплина. Тот, кто умеет контролировать свои чувства и ум, по определению не может быть нерациональным. Тот, кого колонизировали прихотливые, капризные чувства, кого обуздал вожделенный, хаотичный ум, кто находится под колпаком ложного эго, без сомнения, обладает хилым, безвольным разумом. Только мускулистый разум обеспечивает рациональность поведения личности. Когда разум подорван и надломлен вакханалией чувств, разгулом ума и взбалмошностью ложного эго, абсурдно говорить о какой-то рациональности поведения человека.
Женщины в силу опасности или необходимости тоже могут проявлять рациональность и благоразумие, например, на работе, но, как только попадают в привычную для себя обстановку, возвращаются к тому, что им больше свойственно: проявлять эмоциональность, импульсивность и чувствительность. То есть, когда нужно защитить своего мужа или детей, их интересы, женщины может проявить недюжинную волю, рациональность действий и благоразумие. На этот счёт замечательно высказался Пьер – Огюстен Бомарше: «Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».
Рациональность дружит с чувством меры. Дмитрий Соло пишет: « Хорошего должно быть понемножку, вот взять хотя бы женскую грудь, она может быть разной, но Вы представьте, если у кого-то хватит ума нарастить ее до 7-12 размера или больше… Или представьте, что среди нас будут ходить гигантские люди — 3-5 метров в высоту, а некоторые достигнут размеров небоскребов… Это будет странно, не так ли?»
Зачем рациональность нужна? Р.Хасти и Р.Дэвис пишут: «С практической точки зрения для того, чтобы человек мог добиваться большего в жизни. Причём большего не только в плане денег, но и качества жизни, взаимоотношений с другими людьми, саморазвития и прочего. Более того, использование рационального принятия решений позволит выстроить последовательность, как достигать множества целей с минимальными усилиями».
Рациональность, чтобы не было конфликтов, прежде, чем принять решение, всегда должна производить всесторонний анализ реалий жизни.
В сад были приглашены работники, чтобы починить крыльцо. Им всё время приходилось нагибаться из-за ветки яблони, которая низко висела над дорожкой, ведущей к крыльцу. Один из рабочих решил позаботиться о пожилых хозяевах, у которых, видимо, не было сил спилить эту ветку. Когда наутро хозяева увидели спиленную ветку, они страшно расстроились. Ведь из всего старого яблоневого сада плодоносила уже только эта ветка.
Петр Ковалев 2015 год
Принципы рационального мышления
Можете ли вы назвать себя рациональным человеком? Ниже я приведу признаки, которые помогут вам сделать выводы о своем мышлении.
Итак, мыслить рационально – это:
- Думать о будущем больше, чем о прошлом. Рациональные мыслители заботятся о прогрессе и фокусируются на своих целях и задачах, а не на событиях давно минувших дней.
- Перед принятием решений отмечать за и против. Когда задумываешься о последствиях, приходится испытывать меньше беспокойства.
- Всегда спрашивать сначала о причинах. Рациональный человек не будет просто делать что-то. Он сначала спросит себя о том, для чего это ему нужно.
- Не позволять эмоциям брать верх над разумом. Эмоции могут затуманивать взгляд на очевидные вещи. При принятии важных решений рационалист будет руководствоваться трезвой оценкой.
- Строить планы и пошагово следовать им. Каждая задача, пусть даже самая простая, требует четкого плана действий. Рациональный человек тщательно прописывает цепочку достижения своих целей, определяет методы, расписывает дедлайны. С таким подходом решать задачи и добиваться прогресса становится проще.
- Уметь быстро находить и изучать новое. Рациональность позволяет без труда осваивать любые навыки, всего лишь уделив этому достаточно времени, концентрации и внимательно разобравшись во всех деталях. Такой человек знает, какими методами можно раздобыть ту или иную информацию. Ему не лень копаться в справочниках и спрашивать мнение у более опытных людей.
- Вести ежедневник. Это помогает оставаться организованным и не дает забыть о делах.
- Адекватно воспринимать и учитывать чужие замечания. Не нужно слепо верить мнению окружающих. Но в любом мнении или критике можно услышать здравое зерно и применить это на благо собственных целей.
Исторический пример
В бытовом смысле рациональное мышление означает необходимость включить холодную голову, отойти от эмоциональных переживаний и проанализировать происходящее спокойно, глядя на все как бы со стороны. Сделать это бывает непросто. Особенно в критических ситуациях, когда чувства зашкаливают и мозг отказывается мыслить здраво.
Такую проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, к примеру, стоицизм – античную философию, возникшую в Афинах. Слово “стоик” у многих ассоциируется с непоколебимостью и твердостью, подобной скале. Данное учение как нельзя лучше описывает изречение из книги мыслей Марка Аврелия и Сенеки: “Стоик – это тот, кто стоит, хоть бы и рушилось все вокруг, и тот, кто выполняет свой долг до конца”.
Но такое качество стоика не является какой-то уникальной особенностью личности или характера. Способность не терять разум в самых тяжелых жизненных ситуациях можно в себе воспитывать и развивать. Приведу еще одно размышление великого римского императора.
Независимость и спокойствие перед игрой случая. Чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым: при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.
Марк Аврелий.
Игра случая в данном контексте – это философское отношение к жизни. Ведь все происходящее вокруг нас есть не что иное, как цепь событий, судьба. И если что-то мы не в силах контролировать, то к чему переживания? Если мы можем взять под контроль самих себя и свое отношение к происходящему, не лучшим ли решением будет сохранить рациональное мышление и не поддаваться излишним эмоциям?
Из многих философских учений именно стоицизм больше всего приближен к реальной повседневной жизни. Он помогает обучиться принимать взвешенные решения даже в трудных ситуациях, что и является базой для рационального мышления.
Причины
Сказка – ложь, да в ней намек. И если, достигнув зрелого возраста, вы этого так и не поняли, скорее всего, у вас проблемы. Человек, который не может отличить вымысел от реальной истории, ложь от правды, неспособен понять, почему происходит то или иное событие, иррационален.
Это свойство появляется у каждого из нас еще в детстве. Когда мы ждем Деда Мороза или зовем мышку, которая заберет в свою норку нашу боль, — это не что иное, как яркое проявление иррационального мышления. Но повзрослев, человек должен осознать, что не все детские убеждения верны, да и в принципе рассуждать как ребенок взрослый не должен. Если этого не происходит, то прежде всего это ведет к проблеме адаптации в жизни. Такой гражданин не может стать полноценной частью общества, так как в его голове срабатывают установки, мешающие интеграции:
- я не имею права на ошибку;
- я должен спасти мир;
- мир должен спасти меня;
- вокруг меня сплошной ужас;
- я не смогу с этим справиться и пережить такое.
Люди с таким складом ума боятся любой оплошности. Причем их больше пугает не сам факт ошибки, а отношение в связи с ней к своей персоне со стороны окружающих. Им вечно кажется, что над ними смеются и издеваются.
Ошибки мышления
Перед тем как мы перейдем к ошибкам, в качестве предисловия я хотела бы упомянуть о фанфике “Гарри Поттер и методы рационального мышления”. Фанфик – это любительские сочинения по мотивам известных литературных произведений. С 2010 года и на протяжении 5 лет американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский публиковал в своем блоге фанфик по серии романов о Гарри Поттере.
Но при чем здесь книжный волшебник и тема нашей сегодняшней статьи? Интерес для нас представляет то, как герой произведения об альтернативной реальности Поттера выявляет ошибки мышления, используя свой поистине канонический рациональный мыслительный процесс.
Итак, теперь об ошибках. Узнаем, какие факторы мешают нам мыслить логически:
- Ошибка атрибуции. Это когда человек объясняет поступки и поведение других людей их личностными особенностями (характером), а свои личные поступки – внешними обстоятельствами. Если мы скверно себя ведем, то видим причину в усталости, цепочке неприятных событий, которые предшествовали этому и т. п. Почему же мы не делаем таких поблажек другим людям? Все дело в том, что мы не видим, какие события спровоцировали то или иное поведение другого человека, и нашему мозгу гораздо проще навешать ярлык и действовать по стереотипу. Мозг всегда выбирает ту мысль, которая требует меньше всего энергетических затрат.
- Ошибка планирования. Говорит о том, что человек чаще всего недооценивает время, которое потребуется для решения какой-то задачи. К примеру, когда вас спрашивают, к какому сроку будет готов проект, вы с большей вероятностью озвучите меньшее время, чем потребуется по факту. Причин несколько. Во-первых, человек обычно фокусируется на позитивном сценарии, нежели задумывается о потенциальных препятствиях. Во-вторых, он склонен принимать желаемое за действительное. И в-третьих, люди могут забывать о времени, которое они уже потратили на выполнение задачи в прошлом.
- Эгоцентрическое искажение. Выражается в том, что человек слишком переоценивает свою точку зрения, когда смотрит на события своей жизни или пытается поставить себя на место других людей. Поясню на примере. Вы совершили какой-то смущающий вас поступок и думаете, что окружающие будут вспоминать о нем еще долгие годы. По факту думать об этом будете только вы, мучаясь и испытывая стыд, а других людей заботят лишь они сами, ведь центром своего мира каждый является для себя сам.
- Эффект свидетеля. Он возникает при каких-либо чрезвычайных происшествиях. Исследования доказали, что получить постороннюю помощь при несчастном случае вероятнее всего, если рядом окажется один свидетель, нежели три, пять или даже целая толпа. Когда человек становится не единственным свидетелем, он всегда надеется, что пострадавшему поможет кто-то другой. А одиночный очевидец понимает, что только он может взять на себя эту роль.
- Самообман. Это попытка избавиться от когнитивного диссонанса, когда человек подстраивает реальную действительность под свое видение мира, т. е. под личные убеждения, представления. Или, к примеру, полностью отрицает то, что ему не нравится или не соответствует его мнению, отказываясь проверить это на практике.
Это сравнительно краткий список. Более подробно тему ошибок мышления мы раскрыли в другой нашей статье.
Элементы рациональной деятельности
Элементы:
-типолизация и сравнение ситуации
-определение допустимой ошибки при построении типологии
-поиск средств для достижения целей
-анализ альтернативных планов деятельности и возможных последствии
-определение условии,при к-ых каждая из альтернатив будет реализована
-определение периода времени,необходимого для принятия окончательного решения
-предсказание развития ситуации
-опр-ие процедуры решении
-осознание того,что любое решение предполагает выбор
-осущестление выбора на основе информации накопленного опыта.
19. Экспериментальная экономика: проверка модели рационального выбора.
Проверка экспериментальной экономикой рациональности,как нормы повседневного поведения показала,что следование нормам создает предпосылки для действительно значимого рационального поведения;
Рациональный выбор в условиях риска предполагает,что индивиды оценивают возможные варианты развития события с точки зрения своей олезности и выбирают тот вариант,к-ый обеспечивает макс. Полезность;
Максимизация ожидаемой плезности требует от индивида способности достаточно достоверно оценивать вероятность наступления того или иного события,в том числе вероятность совместного наступления событии
Лабораторный опыт показал,что обычно способности индивидов оценке вероятности весьма ограничены
№20.Теория неполной рациональности: когнитивные ограничения рационального выбора.
Поведение человека (тип поведения) зависит от двух переменных: степени жесткости когнитивных ограничений (способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) и степени полноты информации, используемой для принятия решения. При этом объем используемой информации зависит от издержек на ее поиск, следовательно, в конечном счете, речь идет о когнитивных ограничениях и величине издержек на поиск информации.
— Модель удовлетворительности (Когнитивные способности ограничены — Индивид совершает не оптимальный выбор, а останавливается на первом же варианте, удовлетворяющем заранее заданным им критериям — издержки на принятие решений равны нулю). — Модель издержек (Издержки на поиск информации велики — Индивид сравнивает не все альтернативы, он всегда оценивает издержки на поиск информации о новой альтернативе и ожидаемую полезность этой альтернативы). — Модель надежности (Когнитивные способности ограничены — Ввиду сложности решаемой проблемы и высокой вероятности ошибки индивид предпочитает использование привычных методов ее решения поиску оптимальных).
— Модель робота (Когнитивные способности ограничены — Индивид действует наподобие робота, по заранее определенным программам. Степень совершенства робота зависит от числа программ)
— Модель обучения (Когнитивные способности ограничены — Индивид учится делать оптимальный выбор на ошибках, как своих, так и чужих)
— Модель эволюции (Доля индивидов, ведущих себя рационально, в их общем числе — Следование наиболее распространенным в социуме нормам поведения обеспечивает больший выигрыш)
№21 Рациональность, основанная на процедуре.
Роль, которая играет процедура, в обеспечении рационального выбора:
-Чем более рационален индивид, тем сложнее процедура. Это связано с большим количеством факторов и соответствующей им информации, которые принимают во внимание. И наоборот, неполная рациональность подразумевает выполнение индивидом в процессе принятия решений простейших алгоритмов.
Упрощение процедуры влияет на конечный результат:
— в случае полной рациональности — результат оптимален и потому единственен,
-в случае неполной рациональности — конечный результат начинает зависеть от алгоритма принятия решения.
Множеству различающихся по степени сложности алгоритмов соответствует множество возможных результатов. Именно в этом смысл понятия процедурной рациональности: этот термин подчеркивает зависимость конечного результата от избранной процедуры принятия решения
Степень рациональности зависит от процедуры принятия решения. Так, оценка вероятности события через его «репрезентативность» (- представительность информации, достаточной для того, чтобы считаться достоверной) является примером процедуры, с помощью которой индивид упрощает для себя решение задачи.
Существование множества процедур принятия решения возвращает нас к идее множества «рациональностей». Поэтому для описания рациональности как нормы поведения уместнее использовать термин «обоснованное действие».
№22. Институт плана и институт рынка. Конституция командной экономики.
-Экономическая конституция — это совокупность наиболее значимых для экономической деятельности ценностей и норм, которые влияют на соотношение стимулов деятельности и обуславливают достижение максимального согласия между участниками;
— Конституция командной экономики — это совокупность взаимообусловленных норм, определяющих нормальное состояние эконом.рыночного равновесия нормального дефицита;
-дефицит продукции — это ситуация, когда дефицит стабилизируется на определенном уровне и экономические агенты приспосабливаются к этому уровню;
-в качестве базовых норм, предопределяющих нормальное состояние командной экономики, можно выделить:
простой и ограниченный утилитаризм
(нормы утилитаризма в простой форме- это стремление индивида увеличить полезность вне связи с его продуктивной деятельности; ограниченный утилитаризм- существуют «границы терпения»-допустимый уровень концентрации конфликтов и напряжения- связано с дефицитом ресурсов);
рациональное действие
(тоже в специфичной форме, речь идет о неполной рациональности, связанной в первую очередь с ограниченностью и неполнотой информации- связано с дефицитом информации, а так е с тем, что агенты свободны только в выборе средств по достижению целей);
персонифицированное доверие
(существовала в двух формах: как доверие к государств и как доверие на микроуровне, ограниченное кругом хорошо знающих друг друга лиц. То- есть, личная связь руководителей предприятий, построенная на взаимной помощи и доверии, и микроуровень- мы ходим не просто к врачу, мы идем к знакомому врачу. «важность дружеских связей») ;
ценностно-рациональная деятельность
;( цели заданы идеологией, поэтому получалось, что партийный аппарат преобразовывал идеал.установки в конкретные административные и хозяйственные задачи- а это и есть ценн.-рац. действие)
соглашение о взаимном оказании , потребитель и поставщик время от времени меняются ролями- сегодня я выручу тебя сталью, а ты в следующий раз болтами. Все-таки это должно быть связано с доверием, а отсюда границ круга людей, которым можешь доверять- это норма лежит в основе бартерной сделки);
провозглашаемый легализм
( говорится о «двоемыслие» людей. Они подчиняются законам, внешне не показывая того, что внутри они недовольны им, они против и совсем не согласны. А связано это с тем, чему они подчиняются. Не обязательно то, что в принципе провозглашено, будет осуществляться на практике(
партийные решения на практике обладали силой закона)
Нормы структурируют взаимоотношения индивидов, обеспечивая координацию их деятельности.
Рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается
№23. Утилитаризм в командной экономике. Простой и сложный утилитаризм.
-характеризуется стремлением индивида увеличивать свою полезность вне связи с его продуктивной деятельностью;
простой — стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью;
сложный — максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности.
№24. Нормы в условиях командной экономики.
Ответ в № 22
№25 Конституция рынка. Нормы в условиях рыночной экономики.
Норма целерациональной деятельности( элемент конституции рынка, отвечающий критериям полной рациональности) — конкретизирует целевую функцию индивида, связывая максимизацию полезности с решением конкретных задач.
Целерациональное поведение предполагает использование индивидом определенного поведения предметов внешнего мира и людей в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Индивид стремится превратить окружающих в средства для достижения своей цели — максимизации полезности.
Доверие( деперсонифицированное доверие)
Одна из предпосылок целерационального действия, заключается в формировании соответствующих действительности ожиданий относительно поведения предметов окружающего мира и людей- в предсказуемости деятельности.
Особенно важным соответствие действий контрагента (одна из сторон договора) тем ожиданиям, возложенных на него, бывает, когда риск, принимаемых индивидом решений, зависит от действий контрагента.
Модели теории игр служат лучшей иллюстрацией сказанному: выбор игроком той или иной стратегии зависит от действий другого игрока. В условиях взаимозависимости целерациональное действие возможно лишь при наличии доверия в качестве нормы, регулирующей отношения между индивидами. Доверие заключается в «ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда индивид должен начать действовать до того, как станут известными действия окружающих».
Эмпатия
Одним из условий функционирования рынка на основе доверия в деперсонифицированной( обезличенной- не обязательно с кругом хорошо знакомых людей) форме является наличие в конституции рынка еще одной нормы, эмпатии.
Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения. Доступность для понимания и предсказуемость действий контрагента позволяют индивиду доверять ему.
Следует разделить:
-эмпатия, как желание понять ощущения другого на основе аффекта, личной привязанности и симпатии
-эмпатия, как элемент целерационального действия.
В первом случае речь идет о психологическом феномене, который по определению ограничен узким кругом близко знакомых лиц. В последнем же случае индивид пытается встать на лишенную эмоциональной окраски позицию контрагента: продавца, покупателя, кредитора, любого другого субъекта рыночных отношений
Свобода( именно свобода в позитивном смысле является нормой конст.рынка!)
Эмпатия, не ограниченная определенным кругом лиц, связана с получением индивидом свободы в своих действиях. Обусловленность свободы поведением, основано на эмпатии. . Деятельность человека тем свободнее, чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих — последние превращаются из препятствий достижению рационально поставленных целей в условия успеха.
-Свободу в негативном смысле- независимость поведения индивида от намерений и желаний окружающих.
-Свободы в позитивном смысле, является элементом конституции рынка. Свобода в позитивном смысле заключается не в отрицании влияния окружающих на поведение индивида, а в расчете только на самого себя при сознательном использовании этого влияния в своих целях.
Норма леглизма( добровольное подчинение закону)
Отражает уважение к законам и готовность добровольно подчиняться им. Легализм важен не только сточки зрения выполнения обязательств по отношению к одному из субъектов рынка, государству, т. е. с точки зрения построения взаимоотношений индивида и государства на основе пяти проанализированных выше норм. Легализм является главной предпосылкой выхода этих норм за локальные рамки и их распространения на неограниченное территориально или фактом личного знакомства число потенциальных участников сделок на рынке. Например, доверие между участниками сделки поддерживается эффективной защитой прав сторон государством. В свою очередь, наличие четко зафиксированных государством прав собственности облегчает взаимное понимание интересов и намерений сторонами сделки, т. е. существование эмпатии между ними.
Что такое иррациональное мышление
Иррационализм происходит от латинского irrationalis и переводится как “бессознательный, неразумный”. Иррациональное мышление – это полная противоположность рациональному.
В широком смысле слова иррационализм означает отрицание или ограничение роли разума в постижении мира. Если рациональное мышление основано на логике, то его антипод базируется на чувствах, интуиции, эмоциях, вере, инстинктах.
Чтобы продемонстрировать примеры иррационального мышления, я приведу три его основные категории:
- Преувеличение. Это когда мы думаем что-то вроде: “Я им точно не понравился”, “Он заметил, что у меня низкая самооценка” и т. п.
- Сверхобобщение. Например: “Они не сдали этот экзамен, значит, я и подавно не справлюсь”, “В прошлый раз я забыл слова доклада, значит, в этот раз будет так же” и пр.
- Чтение мыслей. К примеру: “Я знаю, что ты думаешь обо мне” или “Она думает, что я невоспитанный” и т. п.
Все эти мысли не основаны ни на каких фактах. Это чисто восприятие человека или, если хотите, интуиция.
Понимание рационального поведения
Рациональное поведение является краеугольным камнем теории рационального выбора, экономической теории, которая предполагает, что люди всегда принимают решения, которые приносят им наибольшую личную пользу. Эти решения приносят людям наибольшую пользу или удовлетворение, учитывая доступные варианты выбора. Рациональное поведение может не включать получение максимальной денежной или материальной выгоды, поскольку полученное удовлетворение может быть чисто эмоциональным или неденежным.
Например, хотя для руководителя, вероятно, более выгодно с финансовой точки зрения остаться в компании, чем досрочно уйти на пенсию, для него по-прежнему считается рациональным поступком добиваться досрочного выхода на пенсию, если он чувствует, что выгоды от жизни на пенсии перевешивают пользу от зарплата, которую она получает. Оптимальная выгода для человека может включать неденежную прибыль.
Кроме того, готовность человека идти на риск или, наоборот, его неприятие риска может считаться рациональным в зависимости от его целей и обстоятельств. Например, инвестор может принять на себя больший риск на своем пенсионном счете, чем на счете, предназначенном для обучения его детей в колледже. Оба варианта будут считаться рациональным выбором для этого инвестора.
Как научиться мыслить рационально
Становление основ рационального мышления у ребенка завершается примерно к 12 годам. Дальше необходима постоянная целенаправленная тренировка.
Есть несколько способов развить в себе логическую форму мышления:
- Решайте как можно больше интеллектуальных задач и головоломок.
- Оценивайте все прочитанное с критической точки зрения. В сети очень много иррациональных постов и статей с кучей ляпов и ошибок. Изучайте внимательно то, что читаете. Со временем вы сможете легко и быстро вычислять различные нелогичные вещи.
- Практикуйтесь в написании эссе. В качестве темы можно выбрать какое-нибудь литературное произведение либо новостное событие. Подробно излагайте мысли, приводите факты, аргументируйте свои выводы и высказывайте позицию.
- Изучайте материалы на тему логики. Могут подойти как простые университетские учебники, так и более сложные труды.
- Общайтесь на разные темы. Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдутся те, кто может поддержать любую дискуссию, обсудить прочитанное, разобраться в актуальных мировых новостях и т. п.
- Если перед вами стоит какая-либо задача, распишите подробно на бумаге по пунктам все нюансы, возможные пути решения, идеи, загвоздки, заметки и все, что придет в голову. Такой мозговой штурм поможет подробно изучить ситуацию и придумать новые решения.
- Всегда находите ответы на свои вопросы. Вспомнили о чем-то и стало интересно узнать об этом? Погуглите и утолите свою любознательность.
- Перед тем как принять какое-то решение, спросите себя о том, почему вы так думаете и действительно ли это ваша мысль, а не навязанная кем-то.
- Записывайте все свои странные или негативные мысли и пробуйте их анализировать с критической точки зрения.
Если интересно, рекомендую прочитать нашу статью о том, что такое аналитическое мышление и как его развить.
Как мотивировать взрослого к рациональному мышлению?
Как заставить человека мыслить рационально?
Довольно часто встречается ситуация, когда рациональное мышление у человека преобладает в меньшей степени и постоянный хаос в его жизни может создавать немало проблем. Хочется его как-то подтолкнуть к изменениям. В данном случае, попробуйте с ним поговорить. Задайте ему ряд важных вопросов, касающихся его жизни. Например, все ли его устраивает, почему так происходит. В самом конце, конечно, стоит поинтересоваться, хочет ли он что-то изменить. Если да, то предложите начать тренироваться с вышеуказанными способами. Постепенно человек придет к рациональному мышлению, у него пропадет хаос, он будет более собранным и логичным в своих действиях.
Плюсы и минусы
Несомненно, рациональное мышление обладает целым рядом достоинств. В частности:
- позволяет адекватно реагировать на происходящие события и не жалеть о содеянном или сказанном сгоряча;
- помогает принимать взвешенные решения без лишних эмоций, которые в определенных ситуациях просто мешают;
- позволяет делать выводы, основанные на реальных фактах, а не на личных домыслах и чутье.
Вместе с тем у рациональности есть и свои недостатки. Главным образом это низкий уровень чувствования. У людей с преобладанием логического типа мышления могут возникать сложности с выражением эмоций и чувств, ведь они воспринимают окружающую действительность с позиции “не доказано – не существует”.
Но при таком подходе нельзя забывать, что рациональность – это не единственный способ понимания мира. Мы неслучайно наделены широким спектром разных чувств и ощущений, которые помогают решать такие жизненные вопросы, в которых логика может оказаться бессильной. Все художники, поэты, композиторы обладают именно иррациональным мышлением, которое помогает творить, фантазировать, воспроизводить образы из головы.
Можно сказать, что рациональный и иррациональный типы мышления – это две стороны одной медали. Для гармоничного восприятия мира и полноценного успеха нужно обладать навыками обоих типов.
Познание реальности. Концепции
В психологии рассматривается 3 формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Умея делать рациональные выводы, человек во многом облегчает себе жизнь. Люди, которые руководствуются иррациональностью, принимают мир на основе интуиции.
Концепции реальности могут строиться на логичных объективных суждениях, но также могут быть совершенно необъективными, то есть нерациональными. Необъективные мыслительные конструкции нужно прорабатывать в течение жизни, иначе они могут мешать нормально развиваться личности, провоцировать необоснованную тревогу.
Какие это убеждения?
- «Я никогда не был уверенным в себе, и не буду».
- «Я должен доказать нечто».
- «Меня должны одобрить, в противном случае я ничего не стою».
Иррациональная личность — тот, кто привык мыслить иррационально и принимать ощущения, как объективную данность, а логические доводы, как нечто несерьезное.
Недомысленный и нечеткий образ, о котором рассуждают, — тоже иррациональность. Это определение и значение в психологии такого мышления рассмотрим позже.
Книги по теме рационального мышления
Если вы хотите развить в себе рациональность и логику, одной статьи по теме и нескольких упражнений может оказаться недостаточно. Для большего понимания рекомендую подборку книг:
- Дэвид Рок “Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок” (электронная версия на ЛитРес, бумажная версия на Лабиринт).
- Кейт Станович “Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей” (Лабиринт).
- Элиезер Юдковский “Гарри Поттер и методы рационального мышления” (приобрести бумажную версию книги можно на заказ через сайт копировального центра Реглет или через официальное сообщество во ВКонтакте).
- Ричард Нисбетт “Мозгоускорители” (ЛитРес).
- Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт “Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем” (ЛитРес).
- Рюта Кавашима “Японская система развития интеллекта и памяти” (Лабиринт).
- Барбара Оакли “Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее” (ЛитРес).
Еще больше книг про мышление вы можете найти на блоге iklife.ru.