Комплексное лечение нарушений координации движения в Москве. Диагностика причин атаксии и сопутствующих симптомов на передовом оборудовании клиники, формирование индивидуальной программы лечения расстройства при помощи медикаментозной терапии и физиотерапевтических методик.
Консультация невролога
Чайка Наталья Владимировна
Врач-невролог 1-ой категории
Врач-физиотерапевт, гирудотерапевт
Стаж 11 лет
Оставьте свой номер телефона. Вам перезвонит администратор клиники.
Запишитесь на прием
Стоимость приема по акции:
3000 рублей
Лечим любые виды атаксии:
- Вестибулярная – если мучает головокружение, частая тошнота и рвота, упал слух, походка стала шаткой.
- Мозжечковая – если возникает раскоординация движений в темноте и с закрытыми глазами, походка становится шаткой, реакция – замедленной, а речь – невнятной.
- Корковая – если ходьба неустойчивая, сложно сделать шаг или поворот, стоять на месте, и появляются слуховые галлюцинации.
- Психогенная – если ходьба становится ломаной и заплетающейся, с перекрещиванием ног или внезапными шагами в сторону.
- Сенситивная – если теряется равновесие при закрывании глаз, а ноги приходится поднимать высоко и с силой опускать на пол.
Принципы и цели нашей работы:
- Не просто лечим симптомы, а диагностируем и устраняем заболевание-причину
- Используем не только медикаменты, но и передовые методы аппаратной физиотерапии, систему упражнений ЛФК
- Формируем индивидуальную терапию нарушений под симптомы и нужды каждого пациента
- Восстанавливаем здоровую подвижность и четкую ориентацию в пространстве, здоровый слух, функции речи и письма.
- Устраняем побочные симптомы – тошноту, головную и шейную боль, слабость, слуховые галлюцинации.
Как работать со старшими дошкольниками?
Старшие дошкольники, дети 6-7 лет, уже имеют достаточно развитые координационные способности, поэтому упражнения для них должны быть подобраны такие, которые смогут повысить четкость выполнения движений с сохранением устойчивости тела во время сложных маневров (прыжков, приседаний и пр.)
Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.
Последствия нарушений координации. Зачем нужен врач?
Проблемы с ходьбой и реакцией, ориентацией в пространстве и совершением одновременных телодвижений – само по себе опасное состояние: ведь оно не позволяет полноценно работать и жить в социуме, может стать причиной аварии на рабочем месте или бытовых несчастных случаев. Но еще более опасными могут быть те разрушительные процессы и заболевания, которые скрываются за раскоординацией:
- Рассеянный склероз
- Последствия инсульта
- Хроническая ишемия мозга
- Острое отравление алкоголем или лекарствами
- Опухоли головного мозга
- Сахарный диабет
- Гипотиреоз
- Инфекционные заболевания (ВИЧ, нейросифилис, церебеллит и т.д.)
- Врожденные пороки развития головного мозга
- Генетические заболевания метаболизма
Без своевременной диагностики и помощи врачей эти заболевания прогрессируют, становятся причиной инвалидности и отнимают жизнь.
Для детей 2-3 лет
Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:
- обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
- ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
- наклоны и приседания (например, за игрушками);
- повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.
- покорение вертикальной лестницы.
Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.
Как проходит диагностика?
1. Консультация невролога. На первичном приеме врач изучает симптомы пациента, изучает его историю болезни, проводит неврологический осмотр и вестибулярные тесты.
2. Диагностические процедуры. На основе данных, полученных в ходе консультации и тестирования, невролог назначает пациенту индивидуальный комплекс диагностических процедур. В него могут входить:
- Общий, биохимический анализ крови, анализ на гормоны
- Рентген черепа
- Магнитно-резонансная, компьютерная томография головного мозга и шейного отдела позвоночника (МРТ и КТ)
- Электрокардиография (ЭКГ)
- Электроэнцефалография (ЭЭГ)
- Дуплексное сканирование и реоэнцефалография (УЗДГ) сосудов головного мозга
- Генетический анализ
3. Дополнительные консультации. Невролог может назначить больному дополнительные консультации у смежных специалистов – кардиолога, эндокринолога, онколога, отоларинголога и других.
Для детей 8-10 лет
В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:
- вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях)
- рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
- прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
- стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
- стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).
Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.
Комплексное лечение
Для полноценного лечения нарушений координации движений и восстановления двигательной активности мы формируем индивидуальный терапевтический комплекс, который включает как медикаментозную помощь, так и ЛФК, методы физиотерапии.
Медикаментозная терапия
- Вестибулярные супрессанты – для терапии головокружений и потери ориентации в пространстве.
- Противорвотные средства – для терапии тошноты и рвоты на фоне головокружений.
- Стимуляторы вестибулярной компенсации – для восстановления способности к сохранению равновесия.
- Антитромботические и сосудорасширяющие средства – для терапии закупорки сосудов головного мозга, улучшения местного кровотока.
- Препараты гистамина – для восстановления слуха, устранения шума в ушах, улучшения микроциркуляции крови.
- Ноотропы – для восстановления здоровой работы мышления, памяти, речи и концентрации внимания, скорости реакции, для стимуляции метаболизма в нейронах мозга.
- Седативные средства, антидепрессанты, нейролептики – для терапии психогенной атаксии на фоне расстройств психики, для повышения адаптационных возможностей мозга и ЦНС.
ЛФК для вестибулярной реабилитации
В основе вестибулярной гимнастики – лечебной физкультуры для восстановления здоровой работы вестибулярного аппарата – лежат три типа упражнений:
- На адаптацию. Тренировки для восстановления зрения и улучшения вестибуло-окулярного рефлекса, который отвечает за остроту зрения и сохранение равновесия при вращении головой.
- На габитуацию. Упражнения на повтор характерных телодвижений, которые вызывают головокружение, для развития привыкания и постепенного снижения негативной реакции на эти маневры и положения тела.
- На сенсорное замещение. Тренировки на использование сохранившихся, здоровых сенсорных систем взамен поврежденных – например, на использование зрительной и соматосенсорной систем при нарушениях вестибулярной системы.
Физиотерапия
В качестве вспомогательного терапевтического средства при реабилитации равновесия мы используем передовые методы аппаратной физиотерапии:
- Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС). Воздействие электрических импульсов на рецепторы кончика языка позволяют передавать управляемый сигнал через ствол головного мозга к структурам равновесия и управления координацией – мозжечку, вестибулярным ядрам и ретикулярной активирующей системе — и стимулировать их здоровую работу.
- БОС-терапия со стабилометрией. Под руководством инструктора пациент проходит занятия на стабилоплатформе, которая оценивает положение и движения его тела. При этом человек подключен датчиками к аппарату биологической обратной связи (БОС) — он анализирует давление, пульс и электрическую активность мозга. Такая процедура помогает исследовать индивидуальные особенности нарушения ходьбы и движения, учит пациента справляться с ними.
- Магнитотерапия. Воздействие магнитных полей на головной мозг и шейно-воротниковую зону улучшает кровоснабжение и клеточное взаимодействие головного мозга, помогает устранить мышечные спазмы и защемления нервных окончаний, комплексно оздоровляет органы равновесия.
Причины и локализация
Основные причины ухудшения координации:
- нарушение деятельности ЦНС и вестибулярных органов;
- злоупотребление алкоголем/наркотиками;
- различные травмы;
- дистрофия мышц.
Механизм влияния последних трех на потерю координации не требует особых пояснений, поэтому рассмотрим подробнее только первую причину, которая является наиболее распространенной.
Решающую роль в координации человека и его ориентировании в пространстве играет вестибулярный аппарат, являющийся частью внутреннего уха. Этот орган находится в височной кости и тесно связан с органом слуха. Довольно значительное количество различных патологических процессов в лор-органах может привести к сбоям работы вестибулярной системы.
Наиболее часто вестибулярная атаксия бывает вызвана воспалением внутреннего уха – лабиринтитом, приводящим к нарушению работы волосковых клеток вестибулярного органа. Лабиринтит обычно является следствием острого или хронического отита. Реже встречается атаксия, вызванная воспалением вестибулярного нерва (вестибулярным нейротитом), зачастую имеющим вирусную природу.
При нарушениях работы мозга может проявляться мозжечковая и корковая атаксии, при патологиях спинного мозга – сенситивная (заднестолбовая) атаксия. К нарушению координации, обычно несимметричному, также приводит острое нарушение мозгового кровообращения.
Доказательная база
Существует много доказательств в пользу включения упражнений на координацию в лечение при целом ряде заболеваний.
В Кохрейновском обзоре от 2015 года, посвященном эффективности пилатеса при болях в нижней части спины, были приведены доказательства низкого и среднего качества, свидетельствующие, что пилатес можно использовать для лечения боли в пояснице.
В проведенном в 2015 году исследовании, посвященном изучению эффективности проприоцептивной нейромышечной фасилитации у пациентов с инсультом, было обнаружено, что тренировки на координацию, основанные на применении паттернов ПНФ, полезны при нарушении баланса и ходьбы. Улучшения были обнаружены как в улучшении результатов теста на дотягивание, так и по шкале Берга.
В исследовании 2011 года, которое называлось «Роль упражнений на координацию в улучшении когнитивной функции у пациентов старшего возраста», было обнаружено, что низкоинтенсивные упражнения могут быть полезны для улучшения когнитивной функции у людей старшего возраста.
Исследование, посвященное влиянию координационных тренировок на теннисистов, показало, что программа по улучшению координации помогает спортсменам лучше осваивать и демонстрировать навыки работы предплечьем и удара ракеткой (так называемые форхенд и бэкхенд).
Исследование (2015) эффективности программы сенсорной интеграции для улучшения двигательных навыков у детей с аутизмом, свидетельствует, что это лечение было эффективным и помогало детям с аутизмом стать более независимыми и активнее участвовать в повседневных занятиях.
При исследовании эффективности координационных упражнений Тайцзи Цюань у пожилых людей было сделано заключение, что «пожилые люди, которые регулярно этим занимаются, показывают лучшую постуральную стабильность в более сложных условиях, чем люди, которые этого не делают. Тайцзи Цюань в качестве координационного упражнения может снизить риск падения, поддерживая возможность постурального контроля. Тайцзи Цюань настоятельно рекомендуется в качестве режима координационных упражнений для предотвращения падения пожилых людей».
В исследовании с привлечением пациентов с инсультом и изучением эффективности упражнений Френкеля было обнаружено значительное улучшение координации, баланса и выполнения функциональных заданий при включении упражнений Френкеля в физиотерапевтическую программу.
Игра на развитие бега «Догонялки»
Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять!
При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
Общие игры на координацию
Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:
- дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
- делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
- изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
- бег со сменой траектории по условленной команде;
- прыжки на батуте.
Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.
Определение понятия[править | править код]
Межмышечная координация[править | править код]
Рис. 1. Активность мышц (электромиография) у нетренированного человека (слева) и у тренированного пловца при плавании кролем (справа)
Под межмышечной координацией понимают взаимодействие участвующих в движении мышц (Weineck, 2007). Оно основано на сокращении соответствующих мышц (агонистов и синергистов) в оптимальном порядке и с оптимальной интенсивностью. Управление движениями осуществляется центральной нервной системой (ЦНС) — при этом она, посылая сигналы эффекторам (мышцам или группам мышц, выполняющим движение), одновременно активирует синергисты и тормозит антагонисты.
Запомните
: Под координацией в спорте понимают различные явления: внутри- и межмышечная координация, а также так называемые координационные способности, или двигательная координация. При интерпретации этих понятий часто остается неясным, в какой степени они являются синонимичными, в чем они по смыслу пересекаются или же, наоборот, используются взаимозаменяемо без каких-либо на то оснований. Также часто остается неясным, каким образом следует тренировать различные формы координации и правильно ли разграничивать, например, тренировку, направленную на развитие общей физической подготовки (скажем, силы), и тренировку координации или координационных навыков, как это представлено во многих моделях спортивных тренировок.
На рис. 1 показана установленная с помощью электромиографии (ЭМГ) активность мышц, задействованных при плавании кролем. В левой части представлена электромиограмма мышц начинающих спортсменов, справа — опытных спортсменов. Сравнение так называемых моментов On-Set и Off-Set, т. е. начала и прекращения мышечной активности, а также высота амплитуды ЭМГ показывают, что у опытного спортсмена мышцы действуют более согласованно, чем у начинающего. Это особенно видно при сравнении активности дельтовидной мышцы, широчайшей мышцы спины и трапециевидной мышцы. Аналогично скоординированной работе мышц фазы активности агонистов и антагонистов у начинающих спортсменов перекрываются в более широком интервале времени, это явление называют координацией деятельности мышц-антагонистов. Таким образом, у начинающих агонист должен не только справиться с тяжестью той или иной части тела, двигая ее и преодолевая силу гравитации, но еще дополнительно противостоять деятельности антагониста. В то время как на начальных стадиях тренировки нередко разгибатели и сгибатели активируются одновременно и, таким образом, тормозят рабо-ту друг друга, на более поздних этапах тренировки сокращение мышц часто происходит последовательно и с чередованием: сначала сокращаются мышцы одного типа, а потом другого (Schollhorn, 2003). Изучение противодействия мышц-антагонистов приводит к альтернативному подходу к координации. Если рассматривать механическое управление движением с точки зрения того, что мышцы и группы мышц сокращаются в нужный момент с соответствующей интенсивностью, то к этому в качестве необходимого условия следует добавить, что антагонисты таких мышц должны в нужный момент расслабляться (Schollhorn, 2003). Такой подход к межмышечной координации и ее тренировке представляет собой тем не менее не только осмысление данной темы с противоположной точки зрения, но и позволяет предложить некоторые дополнительные виды тренировок. Например, если при беговой или спринтерской тренировке в связи с увеличением подъема колена вверх увеличивается длина шага спортсмена, то помимо укрепления мышц-сгибателей бедра (агонистов) еще происходит улучшение координации движения. Это объясняется тем, что благодаря расслаблению разгибателей бедра (антагонистов) в нужный момент удается минимизировать сопротивление сгибателей бедра.
Внутримышечная координация[править | править код]
Рис. 2. Принцип возрастания по Henneman. Сначала рекрутируются более мелкие моторные единицы, затем более крупные: ME — моторная единица
Если под межмышечной координацией подразумевается взаимодействие агонистов, синергистов и антагонистов, видное невооруженным глазом, т. е. происходящее на макроуровне, то в случае внутримышечной координации речь идет о процессах, наблюдаемых на микроскопическом уровне. Weineck (2007) считает, что понятие внутримышечной координации означает повышенную восприимчивость к нервным импульсам, а именно активацию большего количества моторных единиц. Особое значение при этом имеет синхронность их активации. С точки зрения принципа возрастания (Henneman, Olson, 1965; Henneman et al 1974) развитие силы связано с последовательной иннервацией дополнительных моторных единиц, т. е. постепенно при все более высокой частоте раздражения рекрутируются большие по размеру и более сильные единицы (рис. 2).
За счет последовательного рекрутирования моторных единиц сила достигает аналогичных значений позже, чем при их синхронной активизации.
рис. 3. График развития максимальной силы и процессы нейронной (нейромышечной) и мышечной (гипертрофия) адаптации в ходе силовой тренировки
Улучшение внутримышечной координации вместе с более совершенной межмышечной реакцией представляет собой первую реакцию мышцы или нервно-мышечной системы на неоднократные раздражения. Это наблюдается при разном характере развития максимальной силы и увеличения площади поперечного сечения работающей мышцы на самой начальной стадии силовой тренировки. В то время как рост максимальной силы происходит обычно в течение короткого срока, увеличение площади поперечного сечения работающей мышцы становится заметным только через несколько недель (Friedebold et al. 1957). На рис. 3. представлен график этих процессов.
Рост максимальной силы на графике объясняется улучшением меж- и внутримышечной координации. На основании результатов исследования Fukunaga (1976) можно представить процессы развития силы и увеличения площади поперечного сечения мышцы, а также электромиографической активности более детально (рис. 4).
В первую фазу тренировки сила и электромиографическая активность возрастают, а площадь поперечного сечения мышцы не увеличивается. Одновременный рост электромиографической активности является показателем активации большего количества моторных единиц, что подтверждается, в свою очередь, более интенсивным развитием силы (Coburn et al., 2004; Komi, 1986). Рост силы в самом начале связан, таким образом, не столько с мышечно-физиологическими процессами адаптации, сколько с нервно-мышечной адаптацией, поэтому Fukunaga (1976) важную роль отводит вопросам обучения. Только после того, как исчерпаны внутримышечные резервы организма и силовые возможности мышцы, она начинает реагировать: увеличивается площадь поперечного сечения отдельных моторных единиц, в результате чего происходит увеличение площади поперечного сечения мышцы в целом {см. рис. 4). [[Image:|250px|thumb|right|Рис. 4. Схема процессов развития мышечной силы, увеличения площади поперечного сечения мышц и изменения электромиографической активности в течение определенного периода тренировки]] В исследовании Moritani и de Vries (1979) была изучена взаимосвязь между иннервацией моторных единиц и размером площади поперечного сечения мышцы. В течение 12-недельной силовой тренировки мышц-сгибателей локтя только на одной руке наблюдались повышенная электромиографическая активность, повышение силы и увеличение площади поперечного сечения мышц. Во второй руке были замечены только проявления нервно-мышечной адаптации в виде повышения электромиографической активности и увеличения силы. Во второй половине данной фазы тренировки наблюдалось снижение электромиографической активности, что было вызвано увеличением площади поперечного сечения мышцы тренированной руки вследствие гипертрофии. Объясняется это гем, что отдельные моторные единицы при увеличении площади их поперечного сечения могут развивать больше силы, так что для поддержания постоянной силы достаточно активации их небольшого количества. На нетренированной руке снижения электромиографической активности по причине отсутствия увеличения площади поперечного сечения мышц не наблюдалось. Гипертрофия мышцы и нацеленная на нее тренировка повышают, таким образом, только возможный силовой потенциал мышцы. Для того чтобы его полностью реализовать, дополнительно назначается тренировка на улучшение внутримышечной координации. Для тренировки силового показателя значительную роль играет последовательность процессов адаптации (меж- и внутримышечная оптимизация предшествуют увеличению площади поперечного сечения мышц), поскольку рост силы может проходить без одновременного увеличения массы в виде «утолщения» мышцы. При этом улучшается показатель относительной силы (Letzelter, 1978) и снижается потребность мышц в дополнительных питательных веществах. Что касается относительной силы, данный аспект может играть большую роль в случае необходимости увеличить скорость движения собственного тела. Снижение потребности мышц в дополнительных питательных веществах может быть причиной того, что организм сначала оптимизирует процессы, происходящие в мышцах, и их взаимодействие и только после этого начинает искать неблагоприятное с энергетической точки зрения решение и увеличивать мышечную массу. В современных исследованиях ставится вопрос о том, насколько уже улучшенная нейронная активизация может вызывать гипертрофию. Такую точку зрения проясняют исследования возрастной атрофии, которые показывают, что причиной потери мышечной массы является ослабление нейромышечной активации (Saini et al., 2009; Narici, Maganaris, 2006; Boonyarom, Inui, 2006). Отсюда следует, что тренировка внутримышечной активности должна учитывать определенные требования: если в наиболее короткие сроки необходимо добиться синхронной произвольной активизации наибольшего количества моторных единиц, тренировка должна включать соответствующие раздражители — как правило, в диапазоне от субмаксимальных до максимальных раздражителей в пределах минимально короткого промежутка времени.
Координационные способности[править | править код]
Основная статья:
Координационные способности
Помимо меж- и внутримышечной координации в спортивно-научных исследованиях упоминается понятие «координации», которое подразумевает так называемые координационные способности: «Координация — это собирательный термин, описывающий целый ряд координационных способностей» (Hohmann et al., 2007). Под этими способностями подразумевается некое теоретическое понятие, позволяющее свести всевозможные виды спортивных движений к определенному числу постоянных факторов. Попытки выделить эти постоянные факторы из всего многообразия двигательных навыков человека были впервые предприняты Fleishmann (1953,1956). С помощью методики анализа определенных факторов, с которой проводились разносторонние тесты с сотнями участников (в основном с кадрами ВВС), были определены различные психомоторные и физические способности, лежащие в основе совокупности тех двигательных показателей, которые являлись предметом исследований (Summers, 2004). В немецкоязычных странах понятие координационных способностей в первую очередь основано на концепции способностей Hirtz (1985), включающей следующие пять координационных способностей:
- способность к реагированию;
- ритмическая способность;
- способность к равновесию;
- способность к пространственному ориентированию;
- способность к кинестетическому дифференцированию;
и дополнительно введенные ученым Blume (1978,1981):
- способность к межмышечной координации;
- способность к перестройке двигательной программы.
Как и другие тенденции в науке о спорте, которые приобрели некую самостоятельность развития (например, принципы тренировки, Schollhorn et al, 2005), при рассмотрении координационных способностей также становится очевидным, что эта условная модель, первоначальное применение которой с целью определения основ двигательных функций было вполне оправданно, позже нередко переносилась на практику необдуманно и некритично (Hohmann et al, 2007). Так, концепция, направленная на разработку основополагающих спортивных принципов общего характера, со временем превратилась в мнимое требование для всех других видов движения в спорте. На практике это приводит к тому, что во время подготовительной фазы в некоторых видах спорта сначала тренируются «общие координационные способности», а потом уже переходят к тренировке показателей, связанных с тем или иным видом спорта. При этом возникает так называемый порочный круг, или паралогизм (Mittelstrass, 2004). Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что вряд ли существуют какие-либо не зависящие от вида спорта координационные способности, речь может идти о координационных характеристиках, специфических для определенных задач и ситуаций, которые связаны с особенностями различных видов спорта. Если бы координационные способности — такие как, например, способность к равновесию — существовали как постоянные поведенческие характеристики (Hohmann et al. 2007), тогда спортсмены, занимающиеся такими видами спорта, в которых удержание равновесия является одним из основных требований, должны были бы без труда справляться с любыми тестами на равновесие. Тесты на равновесие, в которых участвовали такие спортсмены (в том числе занимающиеся серфингом и бегом на лыжах) и спортсмены, занимающиеся видами спорта, не требующими высокоразвитой способности к равновесию (в том числе теннисом, футболом, легкой атлетикой), хотя и показали лучшие результаты первых в сравнении со вторыми, тем не менее результаты первых также значительно отличались друг от друга. Чем ближе при проведении теста были воссозданы типичные для данного вида спорта условия, тем лучше были показатели спортсменов (Busch et al., 2003; Teipel, 1995). Такие результаты тестов, однако, не согласуются с предположением о том, что соответствующие способности присутствуют постоянно, т. е. независимо от ситуации. Также против общего характера понятия координационных способностей говорят и результаты экспериментов: невозможно полностью «перенести» координационные показатели, характерные при занятиях одним видом спорта или полученные при определенных условиях, на другие ситуации (Hohmann et al., 2007). Понятие координационных способностей в большом спорте рассматривалось и в ранних работах недостаточно дифференцированно, что и привело к развитию систематики изучения различных видов спорта на основе специфики каждого из них.
Таким образом, понятие координационных способностей не имеет большой доказательной базы. Скорее данная концепция является — что и было первоначальной целью — практическим руководством для формирования основных двигательных функций в детском возрасте с целью последующего всестороннего развития моторики (Hirtz, 1985; Hohmann et al., 2007). В процессе спортивной тренировки ярко проявляется связь вышеупомянутых способностей со спецификой того или иного вида спорта, что, в свою очередь, ставит вопрос о том, как отличить тренировку координации от тренировки, направленной на совершенствование техники. Этот вопрос будет обсуждаться в следующем разделе книги. При этом предложения по организации тренировки координации рассматриваются как часть теории дифференцированного обучения (Schollhorn, 1999).
Компоненты координированного движения
Координированные движения зависят от:
- Волевое усилие: способность инициировать, поддерживать или прекращать действие или движение.
- Восприятие: взаимодействие системы проприоцепции и подкорковых центров для интеграции двигательных импульсов и получения сенсорного ответа. Когда нарушена проприоцепция, она частично компенсируется за счет зрительной обратной связи.
- Энграмма: физическое или биохимическое изменение в нервной ткани, представляющее память пережитых состояний. В исследовании было доказано, что должно быть выполнено высокое число повторений, чтобы сформировалась энграмма. В исследовании от 1980 г.: «Требуются тысячи повторений для начала формирования энграммы и миллионы повторений для ее совершенствования. Координация развивается пропорционально числу повторений, которые практикуются чуть ниже максимального уровня способности к выполнению».
«На горку»
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.
форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: взрослый сидит или стоит, а ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребёнка по ноге взрослого. Когда ребёнок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на буде воронок!