Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.
Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.
Что изучает социальная психология?
Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:
- Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
- Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
- Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.
Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.
Межличностное взаимодействие и обучение
В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.
Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.
Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.
Общение как взаимодействие: структура и характерные черты
Определенное воздействие друг на друга постоянно происходит между собеседниками в момент общения.
И имеет следующие особенности:
- реакции на слова и действия партнера, выражаются в согласии или сопротивлении, отрицании или неприемлемости сказанного;
- причины и сила взаимного притяжения в каждом случае различны;
- ответные реакции обусловлены характерными чертами личности;
- цель или приемы общения коммуникатора могут описываться реципиентом как действия, например, он может сказать, что партнер заставил его принять решение;
- определение позиций собеседников устанавливаются с учетом их социального статуса относительно друг друга, с четким определением позиций «ведущего» и ведомого».
Если рассматривать процессы общения как взаимодействия между людьми, непосредственно связанные с выполнением определенной деятельности, то предполагается, что произойдет существенное влияние на ее дальнейшее развитие.
Участие нескольких индивидов и даже групп в одном мероприятии или деле, подразумевает, что каждый из них должен внести свой вклад. Из этого следует, что взаимодействие с помощью коммуникаций можно трактовать как способ организации совместной деятельности. Партнеры не только обмениваются информацией, но и планируют общие задачи, строят и регламентируют отношения. Действия одного участника регулируются планами и предложениями, выдвинутыми другими, и принятыми в сообществе.
Общение и взаимодействие между людьми позволяет им выработать стратегию и виды совместных действий. Различают такие стили взаимодействия как:
- ритуальный — зависит от культуры, характерной для страны проживания или обусловлен традициями народа, этноса;
- манипулятивный — использование коммуникатором скрытого побуждения реципиента к выполнению нужных ему действий для достижения цели;
- гуманистический — целью считается изменение представлений всех партнеров об объекте взаимодействия, причем действия выполняются с оказанием взаимной поддержки.
В каждом отдельном акте как общения, так и взаимодействия можно определить такие составляющие: ситуация, связанные с ней позиции членов группы или собеседников, стиль их действий.
Это позволяет связать процесс общения и последовавшими за ним занятиями или трудовой активностью, обусловленными и подкрепленными взаимными действиями.
Процессы социального взаимодействия
Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.
Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.
Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.
Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.
КАК ОБОЗНАЧИТЬ ГРАНИЦЫ
Избежать этой неприятной ситуации позволит чёткое соблюдение границ. Если они существуют по отношению к конкретному человеку (а они существуют всегда), если вы не готовы впустить дальше, чем подразумеваете — важно озвучить это.
Начнём с того, что у нас не война, и вы не на поле боя. Поэтому оружие складываем – наши границы будем охранять гуманно. Собственно говоря, наша задача как раз и состоит в том, чтобы не довести до военных действий. Частенько мы сами становимся провокаторами конфликтных ситуаций, потому что умолчали о личном пространстве, когда сам бог велел указать на запрещённые линии. И пенять в этом случае нужно только на себя.
Но схему работы с ограничениями разберём.
Три степени отстаивания границ:
- Информирование
- Оборона
- Разрыв
Информирование – это проговаривание условий, на которых вы готовы взаимодействовать. Общение всегда строится на взаимовыгодных условиях. Чтобы человек понимал, каковы его возможности вмешательства в вашу жизнь – стоит рассказать ему об этом на первых порах. Это тактично и уважительно.
Например, свекрови дать понять, что вашего ребёнка запрещено кормить сладким. Кавалеру подсказать, что в вашем присутствии «красное словцо» не уместно, а начальнику поведать, что вам интересны двухсторонние взаимовыгодные отношения, а не поклонение работе. Это условия, на которых вы готовы вступать в отношения с человеком. И это нормально.
Информирование проходит на ура, если вы проговариваете условия в дружеской атмосфере, без догм, а не в период, когда «прижало». При этом стоит показать человеку своё доверие и указать, что надеетесь на его понимание. Адекватные люди воспринимают это правильно.
Идеально, если вашим вариантом на все случаи жизни всегда будет только первый. Но не всегда вас ждёт совершенство, поэтому научиться использовать свой речевой запас грамотно при любом раскладе будет не лишним.
Люди имеют свойство забывать о сказанном. Особенно о неуверенно сказанном. Поэтому всегда чётко и стойко давайте понять, что ваши условия безоговорочны, а вы непоколебимы.
Если же человек подзабыл, то нужно ему мягко напомнить. Но не спускать на самотёк, иначе «провороните» момент, что чревато ссорой.
Оборона – ситуация, когда условия выложены, человек услышал, но выполнять не торопится. Не просто забыл, а намеренно нарушает границы.
Кричать, ругаться и топать ногами конечно не нужно. Но ваша непоколебимость должна быть воспринята. Пора рассказать о штрафах за невыполнение условий.
Свекровь продолжает тайком подкармливать любимого внука – договоритесь с ней, что в следующий раз при нарушении условий ребёнок поедет не к любимой бабушке, а проведёт день с няней (или в детском досуговом центре, например).
Мужчину, склонного к ругани накажите отсутствием общения на определённый срок. Например – «Если в следующий раз ты позволишь себе подобные высказывания в моём присутствии – я 5 дней не буду с тобой общаться».
Начальнику, откровенно задерживающему вас на рабочем месте дольше положенного, предложите обменять час вашего личного времени на полдня рабочего. И не постесняйтесь постучаться в кабинет директора после обеда следующего за штрафным дня, чтобы поблагодарить за высокую ценность сотрудников и пожелать хорошей работы, напомнив, что у вас законная вольная на оставшуюся половину дня.
Профессиональный руководитель сразу увидит в вас заинтересованного сотрудника. Тот, кто умеет держать оборону и ценит себя, вызывает уважение, поэтому наверняка необоснованные задержки вам не светят. Разве что по договорённости. Если же начальник не блещет умом, начинает пользоваться служебным положением или опускаться до оскорблений и ругательств – 33 раза подумайте, а надо ли оно вам. Смело уходите, помахав белым платочком.
Договаривайтесь на логичные и адекватные требования. Нарушителя они должны «научить», а вас не смутить на исполнение. Добейтесь от них согласия на подобное наказание.
Важно понять, что даже шаг обороны всегда строится на договорённостях. Поэтому нарушители могут придумать наказание для себя сами – их будет стимулировать сам процесс. Если же условие с их стороны нарушено, то будьте любезны «платите штраф». И вы в этом случае не идёте на уступки! Никаких поблажек, иначе можете зачеркнуть все ваши границы – они будут перетоптаны когда угодно и кем угодно.
Иногда страшно продиктовать условия или отстаивать границы, но нужно всегда обращать внимание на чашу весов – что для вас ценно, что важно. Готовы вы ли вы терпеть неудобства, неуважение или похабное поведение? Людей в мире миллионы. Работу тоже найти вполне реально. А жить среди тех, кто вас использует в качестве половой тряпки совсем не по-женски. И уж никак не про этикет.
Если дело доходит до постоянного нарушения ваших границ, даже когда вы проинформировали, пытались договориться и использовать иные полюбовные методы, то единственное, что остаётся – попрощаться с человеком.
Разрыв – крайний метод, который ведёт к прекращению любой связи с данным человеком.
Если вас не слушают, не принимают в расчёт, не ценят – навязать правильное отношение к вам вы уже не сможете. Если два первых пункта не сработали, для вас прямая дорога – уйти в закат.
Разрывайте отношения с людьми, которые никак не заинтересованы в таких качествах, как «взаимно», «дружелюбно», «честно».
В некоторых случаях, «уйти в закат» может рассматриваться по ситуации. Например, если свекровь откровенно плюёт на устои вашей ячейки общества (напомню, что ячейка – мама-папа-дети, а не вся стая родственников), и продолжает кормить дитё сладким, закономерно будет прекратить общение негативно активной бабули с внучком. Нет, вы не забываете о свекрови – ваше общение продолжается (всё-таки мама мужа), но общение с ребёнком будет дозволено только на ваших условиях и только тогда, когда бабуля их реально примет. И никак иначе.
Конечно, в случае семейных вопросов должно быть решение семьи. Если речь о питании ребёнка, прежде всего, договорённость с мужем. И только после этого чёткие условия можно озвучивать родственникам. Не вводите людей в заблуждение, чтобы другим не пришлось занимать чью-то позицию (мамы или папы). Не разжигайте конфликты.
Помните, что ваши границы – это ваши правила по жизни, ваши устои, ваши законы. Если вы даёте возможность нагло нарушать их, то позволяете вторгаться в личное. В личном пространстве место только вам или доверенным людям, которые уважительно снимают обувь на пороге, не позволяя вносить грязь в ваш уютный мир.
Уровни общения
Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.
- Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
- Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
- Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
- И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
- Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
- Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.
Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.
Понятие общения
Ни один человек в своей жизни не может избежать взаимодействия с другими членами общества, так как в одиночку добиться каких-либо высот, совершенствования – сложно.
Статьи по теме
- Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
- Воспитание чувств — как человек реагирует на разные ситуации 20.05.2021
- Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности 23.02.2021
- Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения 18.02.2021
С младенчества ребенок учится общаться, глядя на своих родителей, получает навыки посредством ролевых игр, чтения, рисования, лепки и других развивающих материалов. Его возможность беспрепятственно входить в круг людей напрямую зависит от того, насколько его этому учили в детстве.
Под общением в психологии понимается сложный процесс, в результате которого, люди обмениваются информацией, получают эмоции и делятся ими, воспринимают друг друга и делают выводы о поступках и поведении.
На его основе складываются или разрываются отношения, налаживаются контакты.
Формы межличностного взаимодействия
Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.
Формы общение выделяют такие:
- Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
- Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
- Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
- Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
- Общение в группе психологической поддержки.
Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.
Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.
Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.
Уровни общения зависят от цели общения
Человек, который после общения с другими людьми, проводит самоанализ, нередко задается вопросом – для чего со мной контактирует этот собеседник? Нуждаюсь ли я в его внимании? Они вполне логичны, так как зачастую диалог происходит под воздействием негативной мотивации. Он идет на пользу только одному из разговаривающих лиц.
Сформированы уровни взаимодействия в зависимости от целей общения:
- На примитивном уровне. Когда один человек или оба не воспринимают другого как личность.
- Манипуляций. Нужность вследствие желания использовать для чего-либо. Пытается подавить, воздействовать на чувства, ищет слабое место.
- Под маской. Сокрытие своих истинных чувств и желаний, когда социальные нормы требуют участия, но люди не испытывают интереса.
- Уровень конвенции. Собеседники находятся наравне, не опускаются до манипуляций, чтобы выглядеть в выгодном свете. Готовы обсуждать пути решения, чтобы извлечь пользу для каждого из них.
- Уровень игры. Общение основано на симпатии, присутствует эмоциональная связь.
- Деловой уровень. Собеседники воспринимают друг друга серьезно, готовы помочь в трудную минуту.
- Духовное единство. Общающиеся открыты и не утаивают истинных намерений. Они готовы выразить свою точку зрения и принять мнение другого человек достойно, даже если оно их не устраивает.
Общение в обществе происходит на разных позициях. У каждого индивида среди окружающих присутствуют представители, с которыми он общается, используя эти уровни.
Почему другие на нас влияют?
Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.
Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.
Способы взаимодействия человека с социумом
Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:
- Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
- Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
- Интерпретирующий.
- Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.
Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.
Особенности
Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.
Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?
- Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
- Этапность установления отношений.
- Результативность.
- Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.
Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».
Коммуникативные цели
Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными
- Получение помощи.
- Самовыражение.
- Поиск партнера для развлечений.
- Стремление получить эмоциональную поддержку.
- Обучение или воспитание.
- Приобщение к культурным принципам.
- Стремление доминировать над более слабым партнером.
Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.
Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.
Виды взаимодействия людей. Межличностное взаимодействие. Межгрупповое взаимодействие
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности—пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я—Он», «Мы—Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между индивидами, изменения их поведения, деятельности, отношении и установок.
Основными признаками такого взаимодействия выступают:
— наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия,
— эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми,
— рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.
Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их конкретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.
Приятельские отношения формируют готовность/неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.
Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.
Дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются) и одновременно предполагают взаимную привязанность.
Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.
Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности, в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нис- бетт, 1999).
Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.
Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, в отличие от мужчин, для которых более значимы в жизни деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Женской дружбе свойственна близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.
У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки (Кон, 1987). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.
Национальность обусловливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастного статуса, принадлежности к социальным группам и пр. (Триандис, 2006).
На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» (Обозов, 1979).
Внешние физические недостатки и хронические заболевания, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.
Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.
Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции с представителями разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и осуществлять целенаправленный контроль за проявлением своих эмоций.
Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнеров по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.
В ходе исследований были также выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001).
В связи с анализом процесса развития межличностных отношений целесообразно рассмотреть еще два важных социально-психологических явления: аттракцию и межличностную совместимость.
Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 2000). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001).
В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость а чувства, вызываемые ею, — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.
Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.
Еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс актуализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения. При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависимости от содержания и характера, этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие.
Физиологическая основа социального взаимодействия
В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.
Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.
Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.
Взаимовлияние людей. Законы природы
Взаимовлияние людей друг на друга. Вмешательство обязательно будет.
Любое ваше действие — это вмешательствов жизнь друг друга, в жизнь Земли, в жизнь Вселенной. Любое ваше усилие — вмешательство уже идёт. Просто всё зависит от того, что вы внутри себя выразили в этом отношении. Вот там развитие души начинается. Не внешне оно проявилось.
Внешними действиями вы, как правило, сделали то, что нужно для тела. А то, что источает уже это действие проявленное, — вот это то, что влияет на внутренний мир человека и на его душу. То, что вообще незримое будет источаться, то, что зафиксировать нельзя, — это любовь, ваши пожелания, как раз то, что душою передаётся вашей.
А если туда вложено что-то корыстное — ну, это другое дело , это уже отрицательное действие. Оно под каким-то благовидным видом может быть передано кому-то, но оно начнёт влиять. Но опять же как оно может повлиять на верующего человека? Если это верующий человек, на него не повлияет, он победит это всё. Для верующих эти вопросы вообще могут отпадать сразу, потому что они не могут бояться чего-то подобного, так как этого невозможно бояться, оно не может повредить им”.
(Читать онлайн: Последний завет.Часть8. Глава70:87-91)
Противодействие ближних людей
Всплеск добрых чувств, который произошёл, потянул за собой быстроеизменение тех, кто рядом, а они не готовы к изменению, поэтому у них идётвсплеск, чтобы остановить это доброе явление в вас. Чем светлее что-то,тем больше оно активизирует все негативные стороны рядом находящихся.
Оно вынуждает их меняться быстрее. Чем быстрее меняется, сильнее увеличивается само светлое, тем активнее активизируется негативное у тех, кто рядом. Но для них этот пример — светлое — должен быть. А в свою очередь они предоставят испытание, через которое светлое ещё больше может окрепнуть. И тут надо терпение. Пока есть эта слабость, она будет всегда активизироваться.
(Последний завет.Часть 10.Глава 18:148-151)
.. …человек будет действовать как раз согласно тому, какая энергийная средавокруг него сплетается. И если он действительно может ошибиться, то ошибка его необходима. Он ответит на то, что к нему проявляется рядом, и он начнёт, не ведая об этом, показывать на ту ошибку, которая есть в ближнем, без слов, только каким-то своим поведением. Он что-то стремится сделать искренне, искренне считает это правильным, но своим поведением защемит у другого человека то, на что тому очень важно посмотреть внимательно. Это как указка со стороны Природы, и где надо просто понять, что в этот момент ругать указку нет смысла. К тебе протянута указка, показывает тебе в область желудка, а ты на неё смотришь и изливаешь негодование: «Вот, ты мне всё время показываешь на желудок!» Но так она ж показывает болезнь: вот язва в желудке, её надо лечить. Зачем ругать эту указку? Ещё больше язва вырастет. Надо увидеть в этих действиях сейчас то естественное проявление, которое обязательно надо принять естественно, благосклонно. (Последний завет.Часть 10.Глава 28: 90-92)
Жду Ваших комментариев и вопросов !
Выводы
Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.
Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.
СИЛА СЛОВА или ВОЛШЕБНЫЕ «ДА» и «НЕТ»
Во взаимодействии с любым кругом вам помогут два волшебных слова — «да» и «нет» — и умение их вовремя использовать.
Привычка соглашаться только потому, что так принято, тянет нас вниз. От взаимодействия из надобности ни вы, ни собеседник не получает желаемого. Наоборот – дух нежелания витает в воздухе, считывается каждым из нас. Ощущения не обманешь. Мы всё чувствуем, как есть.
Сложно преодолеть барьер: «Это же родственница – всё-таки обязательства» или «Что сделаешь – тёща». Но обязательства обязательствам рознь. Одно дело, когда вы уважительно относитесь к людям, участвуете в их жизни по необходимости, и совсем другое — позволить «кататься» на вас из-за абстрактного «кто-то кому-то чем-то».
В начале общения люди обычно интересуются, хотите ли вы совершить то или иное действие. Но когда ваша постоянная доступность и безотказность становится нормой, вы превращаетесь в раба, мнение которого не учитывается совсем. Вас просто ставят перед фактом.
Помните, что вы всегда можете отказать в общении, встрече или прогулке, если не хотите. Вас никто не может принуждать совершать неудобные вам действия. Равно как и вам не стоит нарушать рамки.
Имейте смелость отказывать. За это не бьют и не кусают. Да, первое время будет дискомфорт (всё-таки действие непривычное ни для вас, ни для второй стороны), но хотите ли вы всю жизнь угождать кому-то для галочки? Или вашим желанием является гармоничное общение?
То же относится и к согласию. Лень, страх, комплексы часто заставляют нас отказываться от интересных для нас вещей. Мы в душе горим, а на деле предпочитаем свою уютную обитель – родные квадратные метры. Не заметишь, как жизнь покроется ровным слоем пыли, а вас уже никто не рассматривает в качестве участника необычных действий. Зачем звать того, кто постоянно отказывается или сомневается во всём?
Хотите поехать с компанией в поход? (это наверное сложно, я к такому не готова) – Да!
Хотите посетить спа-процедуру? (ой, это для зажиточных, а достойна ли я, как я со своими килограммами появлюсь там – стыдно) – Да!
Хотите научиться играть на скрипке? (возраст не тот, руки-крюки) – Да!
Будьте чуточку смелее, напористее. Позвольте миру предоставить вам возможности для развития и подарить вам незабываемые моменты. Не решайте умом, как вам будет лучше.
Правило «да» и «нет»: когда вас спрашивают – принимайте решение из ощущений, а не полагайтесь на догмы и навязанные стереотипы.
Попробуйте. Одно только умение вовремя ответить по душе поможет качественно изменить уровень вашего взаимодействия с окружающими.