Виды рефлексии
А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.
Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.
Ретроспективная рефлексия личности — это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.
Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.
Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.
Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.
Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.
Откуда взялось значение слова Рефлексия?
Геродот рассказывает, что на стене храма Аполлона в Дельфах было написано: «Гноти се аутон!» — «Познай самого себя!». Античные философы «родили» понятие рефлексии. Еще не существовало как такового самого термина – его придумали намного позднее, от латинского reflexio – «обращение назад» (потому что определялось, как обращение внимания на самого себя и свое сознание, на его деяния), но Сократ, а вслед за ним и Платон оперировали определениями: самопознание, самонаблюдение, самосовершенствование. В своих «Диалогах с Сократом» Платон давал сократовскую трактовку: размышления о человеческом бытии и собственном Я в нем, и их взаимосвязи на основании наблюдений за собой – есть единственный путь к самосовершенствованию, к внутреннему духовному развитию через освобождение от хаоса навязчивых мыслей и предрассудков. Инструмент же для достижения этой свободы (также единственный) – внутренний диалог. Подразумевалась, естественно, рефлексия человека, предлагались к практике интуитивные приемы рефлексии.
Философская рефлексия
Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.
Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.
Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.
Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.
Психологическая рефлексия
Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.
Психологические исследования рефлексии представляют двояко:
— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;
— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.
Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.
Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.
Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.
Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.
Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.
Работа рефлексивного механизма
По мнению российского исследователя Тюкова, последовательность работы механизма социальной рефлексии включает 6 этапов:
- Рефлексивный вывод – происходит в случаях, когда отсутствуют другие средства и способы познать другого человека и самого себя;
- Интенциональность – направленность на определенный объект рефлексирования, для чего его необходимо выделить среди других объектов;
- Первичная категоризация – выбор первичных средств, способствующих рефлексированию;
- Конструирование системы рефлексивных средств – первичные средства объединяются определенной системой, которая позволяет провести целенаправленный и обоснованный рефлексивный анализ;
- Схематизация рефлексивного содержания – осуществляется с использованием различных знаковых средств (образы, символы, схемы, языковые конструкции);
- Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение результата.
При неудовлетворительном результате происходит повторный запуск процесса социальной рефлексии.
Рефлексивный механизм при самопознании заключается в идентификации личности с другим человеком и самим собой. В ходе нее субъект выделяет личностные черты, особенности поведения, отношений и общения другого человека, анализирует их, определяя причины наличия того или иного качества или совершения того или иного поступка, и оценивая их. Затем он переносит эти характеристики на себя и сравнивает. В результате человек более глубоко понимает как личностные особенности других, так и свойства собственной личности.
Процесс социальной рефлексии представляет собой сложную работу, требующую времени, усилий и некоторых способностей. В то же время, именно она позволяет преодолеть недостатки и придать процессу самопознания целенаправленность и осознанность.
Понимание рефлексии
Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).
Кооперативный — это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.
Коммуникативный — это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.
Интеллектуальный или когнитивный — это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.
Личностный (общепсихологический) — это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.
Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект — это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность способности личности осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.
В чем заключается рефлексия?
Определенная категория людей склона к постоянному самоанализу. Но большая половина населения не задумывается над своими поступками.
Существует несколько способов развить в себе рефлексию и взглянуть на мир иначе.
- Попытаться проанализировать прожитый день. Анализ необходимо делать до мельчайших деталей, вплоть до случайных встреч, отдельных диалогов, неприятных ситуаций и радостных событий.
- Прочитать соответствующую литературу.
- Уделить небольшое время размышлениям.
- Написать несколько важных вопросов, которые необходимо решить. Попытаться придумать возможный выход.
Важно:
Основным способом развить рефлексию, является общение. Контактируя с окружающим миром, переживая положительные и отрицательные моменты, человек учится самоанализу. После долгого и насыщенного дня, следует немного подумать о пережитом и попытаться извлечь из этого какую-то пользу.
Рефлексия деятельности
Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.
Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.
Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.
Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от самосознания личности.
Когда и зачем нужна рефлексия: для практикующих фасилитаторов
Автор: Вячеслав Волков, шеф-фасилитатор группы Glocal Strategy Practice
Существует образ, через который иногда пытаются объяснить, что такое рефлексия: «увидеть себя, идущего по улице, высунув голову в форточку». Но, увы, из практики стало очевидно, что этот образ не дает ее точного понимания. Одно несомненно: рефлексия — это один из инструментов поиска истинности. Как сказал Милорад Павич, «если движешься в том направлении, в котором растет твой страх, значит ты на правильном пути». Менее пафосно об этом отметили в свое время Олег Генисаретский («поиск истины начинается там, где скучно») и Александр Левинтов («рефлексия – это то, без чего то, что было, не было»).
Что такое рефлексия?
Рефлексия – это направленная процедура по извлечению новых/иных представлений из осуществляемой деятельности. Её необходимость возникает в ситуациях неудовлетворенности существующим положением дел, «неправильным» течением процессов, неудовлетворенности результатами деятельности, которые, в свою очередь, задаются нашими представлениями о ценностях.
Рефлексия – это техническое действие, позволяющее зафиксировать новое, иное понимание сущности чего-либо, сути, актуальной для человека, совершившего действие, нацеленного на поиск осмысленности полученного опыта. Рефлексию нужно рассматривать как постоянную практику, без которой невозможно мышление. Тренировки и освоение техник рефлексии – неотъемлемая составляющая для тех, кто занимается проектированием, постановкой деятельности развития.
Размышляя о развитии своей темы, мы осуществляем рефлексию как обязательную процедуру, без которой деятельность по развитию этой темы невозможна.
Таким образом возникает ситуация или ставится задача, когда мы должны искать ответы на вопросы по поводу нашей деятельности: «Что мы делаем? Как мы это делаем? И зачем мы это делаем?». И, отвечая на них, мы не просто вспоминаем и феноменологически описываем прошедшие события, а направленно фиксируем новые/иные смыслы, представления об объекте и способе работы с ним.
При этом возможны два вектора поиска в ответах на поставленные вопросы. В первом случае эти ответы позволяют фиксировать новую осмысленность происходящего, а во втором – это материал для нового действия. Иначе говоря, первое – это ретроспективная рефлексия (пострефлексия) – извлечение и фиксации новых преставлений о существующем, а второе – это проспективная рефлексия – представления для новой действительности.
Более сложная задача – рефлексия третьего уровня: поиск ответов на вопрос «зачем мы делаем то или иное действие?» Это уточнение осмысленности осуществляемой и произведенной деятельности, поиск и проблематизация её онтологических оснований, рефлексивные фиксации для онтологического конструирования/проектирования.
Рефлексия может быть личностной и групповой
Для сохранения достигнутого понимания содержание рефлексий участников коллективного действия фиксируется не только в текстах, но и в устной коммуникации в виде групповой рефлексии, где многозначность смыслов ухватывается схемами, минимизируя этим избыточную эмоциональность участников.
Рефлексивный текст отличается от текста повествовательного тем, что в нем фиксируется только то, что сформировалось в процессе поиска новых смыслов, поверх происходящего действия. Для понимания логики рефлексивного текста в начале его фиксируются вопросы, ориентируясь не которые осуществляется поиск смыслов. Образцом постановки такого вопрошания может служить исходный вопрос, взятый из рефлексии одного из участников группы Glocal Strategy Practice по проходившему мероприятию в г.Тольятти в апреле 2021г.: «Основной вопрос, обозначенный мною для себя: схожесть и различия участников нашей группы как возможности и ограничения для нашей совместной деятельности; а также в чем инвариант нашей работы (по мне, это объект и подход); каковы наши позиции, которые в их разнообразии позволяют двигаться вперед».
Рефлексии могут быть индивидуальными (именно о них в первую очередь шла речь выше) и групповыми. Для обеих форм рефлексий возможна как письменная форма (что не зафиксировано, того нет), так и устная – здесь и сейчас, устно, участниками прошедшего события с последующим тестовым оформлением. В индивидуальных посменных рефлексиях, направляемых другим участникам, необходимо выделять фиксации, сделанные для личного понимания и фиксации для группового «инварианта», того, что по мнению автора относится к групповым сущностям.
Групповая и индивидуальная рефлексии являются основным инструментом, обеспечивающим развитие заявленной деятельности.
Кто и зачем читает рефлексивные тексты?
Поскольку эти тексты технические и чаще пишутся как личностные (для фиксации своих представлений и работы с ними), то часто в поисках осознанности возникает желание получить отклик от людей, чье мнение для нас значимо, или же людей, кто вместе с нами был включен в то или иное действие. При этом необходимо понимать, что мнение тех, к кому мы обращаемся, может не соответствовать нашим ожиданиям, поэтому необходима процедура коммуникации, уточняющая и фиксирующая общность как личностных, так и групповых новых смыслов, и способов работы с ними. Такой формой коммуникации является обмен рефлексиями между участниками события и последующая реакция на них. Эту же задачу, поиска внешних отношений к теме группы, её зафиксированным находкам и решаемым проблемам, должна решать форма публичного предъявления рефлексии.
Для группы Glocal Strategy Practice рефлексия является нормой деятельности. По результатам каждого мероприятия (внешнего и внутреннего) мы осуществляем сборку и обобщение наших фиксаций из рефлексий: по объекту работы, подходу, целям, базовым сущностям, установленным правилам и позициям с последующими формализацией и уточнениями в работе, полагая это основанием для программирования, планирования, осуществления и оценки нашей практической деятельности. Обобщенный текст рефлексий служит основанием для организации нашей деятельности, обеспечивает персональную ответственность за сохранение и развитие обозначенных смыслов и ценностей группы Glocal Strategy Practice. А вынесение обобщенных текстов в публичное пространство и получение откликов, замечаний, критики и вопросов извне позволяет увидеть себя глазами потенциальных коллег/со-деятелей по заявленной нами теме.
Цель рефлексии
Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную в образце сто раз, может так ничему и не научиться.
Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.
Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.