Россия, переулок Сивцев Вражек
Телефон:
+7 (495) 620-81- Показать номер
whatsapp telegram vk email

Что является результатом процесса социализации индивида?

В течение всей жизни человек находится в процессе активного взаимодействия с другими членами общества.

Со временем меняются коллективы, близкое окружение и список знакомых каждого отдельно взятого индивида.

Поэтому происходит непрерывная социализация, которая позволяет адаптироваться к новым условиям.

Каковы основные направления и задачи социальной психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и суть

Что называется социализацией личности? Что означает процесс социализации? Кто ввел это понятие?

Социализация , это процесс, в ходе которого индивид вливается в общество, обучается, усваивает социальные ценности, нормы, установки, роли и модели поведения, принятые в конкретном обществе.

Автором понятия является американский социолог Ф.Г. Гиддингс.

Благодаря социализации человек становится полноценным членом общества, к которому он принадлежит.

Суть естественного и непрерывного процесса заключается в ознакомлении индивида с моральными, индивидуальными и даже физическими идеалами, которые пропагандируют окружающие.

Затем индивид усваивает эти нормы и необходимость их соблюдения, вступает в контакт с людьми, руководствуясь приобретенными знаниями. Процесс социализации личности исключает изоляцию индивида.

Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности

Социализация личности ребенка в системе начального образования

Глава 12
Литература для самостоятельной работы

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. , 2000.- 176 с.

2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.

3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.

Термин социализация, хотя широко применяется в практике, но не имеет однозначного толкования. В связи с этим существует множество определений, связанных с разными взглядами на сущность данного процесса:

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс станов­ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. В результате происходит социальное формирование личности.

Социализация — это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества ( И.С.Кон);

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик)

Социальное формирование личности — естественный непрерыв­ный процесс. В этом процессе достаточно большое место занимает процесс ознакомления детей с миром, нормами и необходимостью соблюдения этих норм для регуляции отношений с окружающими, собственного поведения, отношения к людям, к природе, к труду, а также обогащение практического опыта самореализации своего собственного поведения в различных видах деятельности., т.е. происходит процесс становления человека.

Таким образом, сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. При этом в современном мире эти идеалы более или менее сходны в разных обществах. Поэтому процесс социализации в различных обществах, сохраняя свою специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с глобализацией современного мира.

Социализация сложный, многогранный и длительный процесс. Ребенок приходит в этот мир свободным от всего – биологическое существо – индивид, отдельный представитель человеческого рода. Ему предстоит много 0-своить ( приобрести знания), У-своить (научиться взаимодействовать); При-своить (принять ценности общества). Поэтому биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство.

Ребенок на протяжении всей своей жизни приобретает социальный опыт, который не пропадает, а сохраняется и передается из поколения в поколение. Так каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Социализация – есть процесс усвоения социального опыта людей и присвоение человеческих отношений.

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации:

— мегафакторы, к которым относят космос, планету, мир, и которые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

— макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

— мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

— микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

— стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

— Относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.п.);

— Относительно социально контролируемой социализации, т.е. планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

— более или менеесознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствие с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Таким образом, социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она озна­чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде­тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, этапы и ступени. Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации.

Так, Г.М. Андреева и др. выделяют три стадии — дотрудовую, трудовую и послетрудовую. С точки зрения педагогики целесообразно этапы социализации соотносить с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый, ранний юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство.

Содержание процесса социализации зависит от заинтересованности общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными ролями. Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Все это позволяет сделать вывод, что каждый человек (ребенок) может рассматриваться как объект социализации.

Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. При этом субъектом человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой сооответсвующие цели, т.е. проявляет свою субъективность.

Социализации человека способствует широкий набор средств, специфичных для того или иного общества, социального слоя, или возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности (общение, игра, познание и т.п.).

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к младшим школьникам это родители и близкие родственники, соседи, учитель, сверстники. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Механизмы социализации:

Традиционный – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно (производственные, общественные, клубные и т.п.)

Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

Межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Влияние всех механизмов опосредуется рефлексией, т.е. диалогом, в котором человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.п. поэтому выделяют еще один специфический механизм социализации – рефлексивный.

Педагогически главным аспектом социализации является его содержание.

Содержание процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

Структура процесса социализации, включающая ряд взаимосвязанных компонентов :

1. Коммуникативный компонент. Он вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая СМИ, в общении и проявляется прежде всего в самообразовательном аспекте, когда школьник ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.

Результат социализации – социализированность, т.е. «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом».

Социализация личности представляет собой сложный, многопла­новый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Поэтому не случайно эта проблема издавна была в цен­тре внимания философии и социальной психологии. Однако иде­ологическим стержнем концепции социализации нередко выступа­ло стремление теоретически обосновать и реализовать на практике различные социальные механизмы этого процесса, особую роль определенным образом организованной среды и специфику инсти­тутов общества в странах с разной социально-политической ори­ентацией.

Диалектико-материалистическая концепция соци­ализации в философии и социальной психологии исследовала со­циализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило- (формирование родовых свойств человека) и онтогенеза (формирование конкретного типа личности).

Анализ многочисленных концепций социализации, которые активно начали появляться в 30–70 г.г. 20 века, показывает, что все они тяготеют к одному из подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход, который получил название субъект-объектный, предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена с присущей ему культурой.

Второй подход, который называется субъект–субъетным, предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться лишь в 60-е гг. 20 столетия, хотя различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И. С. Кона. Он утверждает: «В реальном процессе социали­зации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир».

Конценция Г.М. Андреевой определяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой- процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.Содержание процесса социализации – процесс становления личности в деятельности, общении, самосознании.

Концепция персонализации А.В. Петровского, который рассматривает социализацию как диалектическое единство прерывности и непрерывности, первая из которых отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-исторические условия, а вторая- закономерности развития в рамках данной референтной общности. Таким образом, развитие личности – это закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции.

Исследователи М. В. Демин, Н. П. Дубинин и А. Ф. Полис рас­сматривают социализацию как процесс социальной эволюции че­ловека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологическо­го. Такой подход вполне правомерен, так как человек детермини­рован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окру­жающим миром, и социализация проявляется весьма многообразно.

Первый уровень: «организм—окружающая среда». В качестве примера можно сослаться на многочисленные медицинские дан­ные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причиной неврозов и соматических заболеваний являются много­численные конфликты в социальной среде (в семье, трудовом кол­лективе, сфере общения, досуга, в транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.

Второй уровень социализации: «субъект—объект», то есть вза­имодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня характерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребенком речью как общественным средством коммуни­кации. С ее помощью он приобщается к нормам и ценностям общества, к его духовной культуре. Но речь — одновременно и продукт теоретической деятельности — «когда возникает отвлечен­ное речевое мышление, оно тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобще­ниями — словесными понятиями и общественно же выработанны­ми логическими операциями» (Леонтьев А.Л. «Проблемы развития психики).

Наконец, третий уровень, это высший уровень, социализации: «личность—общество». Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий. На его основе складываются моти­вы поведения, установки, которые личность должна усваивать, что­бы существовать в данном обществе. Так, Б. Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в раз­личные системы социальных отношений, институтов и организа­ций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»

Б. П. Парыгин рассматривает социализацию как весь много­гранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя биологические предпосылки и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и «предполагающее: социальное по­знание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязан­ностей и т.д.» (Основы социально-психологической теории).

Вопросы и задания

1. В чем сущность процесса социализации?

2. Раскройте составные части процесса социализации.

3. Перечислите факторы социализации.

4. Дайте характеристику агентам, средствам и механизмам социализации на каждом из этапов.

5. Проанализируйте современные концепции социализации личности.

6. Перечислите этапы социализации человека.

7. Раскройте содержание и структуру процесса социализации.

8. Что является результатом социализации?

Виды и примеры

Наука выделяет несколько видов социализации:

  1. Первичная. Выступает в качестве основы для дальнейшего процесса социализации и протекает с момента рождения и до становления личности. Ребенок перенимает от родителей мнение, оценку и отношение к тем или иным явлениям в обществе, что в дальнейшем станет для него базовой установкой.
  2. Пример: Если родители активно принижают и критикуют какую-либо социальную группу, ребенок в дальнейшем будет воспринимать ущемление данной группы как нормальное и естественное явление.

  3. Ресоциализация (вторичная). В ходе ресоциализации индивид замещает ранее усвоенные модели поведения и реакции на новые модели. Этот процесс длится все жизнь и запускается сразу после того, как завершается первичная социализации. Изменения в убеждениях могут быть незначительными, но могут быть и радикальными (если человек меняет свою систему ценностей под воздействием внешних факторов или самостоятельной обработки и оценки поступающей информации).
  4. Пример: Если человек родился и долгое время прожил в одной стране, а затем переехал на постоянное место жительство в другую страну, произойдет адаптация поведения и взглядов за счет плотного контакта с людьми другого менталитета.

  5. Групповая социализация. Это социализация внутри той группы, в которой состоит индивид.
    Пример: Подростки, большое количество времени проводящие с одноклассниками, перенимают в основном те нормы и ценности, которые приняты внутри группы одноклассников.

    При этом родители (которые проводят с ребенком меньше времени, чем его сверстники) имеют меньшее влияние на социализацию подростка.

  6. Половая социализация. Процесс, в ходе которого представители мужского и женского пола принимают и усваивают модели поведения, знания и навыки по гендерному признаку.
  7. Пример: Девочки учатся быть женственными и следят за внешностью, а мальчики не проявляют своих чувств (не плачут) и пытаются доказать преимущество на базе силы.

  8. Трудовая социализация. После того, как человек устраивается на работу или меняет место работы/сферу деятельности, происходит адаптация в двух направлениях (профессиональная и коллективная). Профессиональная адаптация заключается в приобретении человеком новых качеств и черт характера, необходимых для успешной работы.
  9. Пример: Если человек долгое время работал в коллективе, где сотрудники активно обсуждают рабочие моменты, а сама работа требовала усидчивости, то у него выработались соответствующие привычки.

    Когда этот же индивид получит повышение и попадет в коллектив, где коллеги ведут себя очень скрытно (бояться конкуренции), а работа требует мобильности, произойдет трудовая социализация под новые условия.

  10. Досрочная социализации. Это социализация с позиции гипотетической оценки. Т.е. человек как бы репетирует социальную роль, которая в данный момент ему не присуща.
  11. Пример: Дети играют в «,семью»,, примеряя на себя роли жены и мужа.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

На физиологическом

этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации

человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция

. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Чем отличается от воспитания?

Понятие социализации и воспитания находятся очень близко, так как влияют на становление личности. Но если воспитание , это контролируемый и направленный процесс, то социализация имеет стихийную природу.

Отличия кратко в таблице:

Воспитание Социализация
В процессе участвуют два субъекта (конкретный воспитатель и тот, кого воспитывают) В процессе участвуют две стороны (человек и общество), но субъектом является лишь человек
Процесс является целенаправленным и искусственно контролируемым Процесс является спонтанным и не поддается контролю со стороны
Процесс является прерывистым и происходит только в момент контакта с воспитателем Процесс является непрерывным

Человек как объект и субъект

Человек выступает в качестве объекта социализации, так как он подвергается воздействию общества. Индивид впитывает общественные установки и ценности, в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Общество же в свою очередь стремится превратить людей в «,стандартных», и «,нормальных», представителей социума и активно работает над этим.

Однако можно рассматривать человека и как субъекта социализации. Ведь индивид является не просто пассивным наблюдателем. Во время процесса адаптации он выполняет определенные задачи, проявляя активность и субъектность:

  • естественно-культурные задачи,
  • социально-культурные задачи,
  • социально-психологические задачи.

В чем заключается процесс социализации?

Социализация подразумевает интеграцию человека в общество. Но этот процесс, при подробном рассмотрении очень сложен и многогранен, несмотря на свою стихийность.

Формирование личности

Социализация, если рассматривать ее как предпосылку к формированию личности, представляется противоречивым явлением, так как может быть интерпретирована по-разному:

  1. Усвоение внешних норм, способов взаимодействия и поведенческих моделей (выработанных в данном социуме), чтобы затем превратить эти навязанные установки в личные. Подчинение внешнему воздействию имеет добровольный характер, и индивид перенимает нормы интуитивно, часто не прибегая к анализу.
  2. Стремление членов общества доказать свой статус и поднять самооценку, в результате чего каждый отдельно взятый человек подводит свои действия к принятым нормам, желая соответствовать ожиданиям окружающих.
    Благодаря этому механизму и происходит социализация.

Составляющие

Процесс социализации включает в себя:

  1. Стихийную социализацию. Индивид попадает под влияние жизненных обстоятельств и своего окружения, общества в целом, благодаря чему происходит социализация, подходящая именно для данной среды.
  2. Направляемая социализация. Государственный аппарат разрабатывает и принимает меры, законы и предписания для решения масштабных задач, в результате чего человек проходит социализацию по заранее установленному сценарию (армия, детские сады, институты, школы и т.д.).
  3. Социально контролируемая социализация. Общество и государственный аппарат преднамеренно создают условия для социализации (экономические, правовые, духовные, организационные и т.д.).
  4. Самоизменение индивида. Человек работает над самосовершенствованием или саморазрушением, несмотря на внешние факторы или исходя из этих внешних факторов.

Этапы, стадии, периоды, уровни и фазы

В качестве основных этапов социализации выделяют первичную и вторичную адаптацию.

Но есть и более подробная классификация, основанная на возрастных критериях:

  • детство (в этот период личность формируется на 70% и закладывается определенный базис),
  • подростковый возраст (в этом возрасте в организме происходит множество изменений, начинается половое созревание и индивид может брать на себя ответственность за большую часть собственных действий и решений),
  • ранняя зрелость (в 16 лет наступает переломный момент, когда человек достигает зрелого возраста и получает возможность самостоятельно выбрать общество, в котором он будет пребывать),
  • старший возраст (человек получает профессиональный, сексуальный опыт, а также опыт дружбы, вражды, отношений, чтобы освоить механизмы взаимодействия с членами общества, а затем направить силы на самореализацию в какой-либо сфере).

Стадии социализации:

  1. Стадия подражания взрослым и копирования их поведения.
  2. Стадия игры, когда дети примеряют на себя те или иные роли исходя из собственных сформировавшихся представлений о данных ролях.
  3. Стадия групповых игр, когда участие в ролевых спектаклях принимают несколько человек.

Уровни социализации:

  1. Биологический (связь человека с окружающей средой и подверженность влиянию этой среды).
  2. Психологический (внутреннее развитие, проявляющееся в виде самореализации, внешнее развитие, проявляющееся в преобразующем воздействии на мир).
  3. Социально-педагогический уровень (индивид ищут социальные роли, а общество диктует предписания).

Фазы социализации:

  1. Адаптация индивида (приспособление к обществу и отказ от индивидуальности).
  2. Персоциализация индивида (человек стремится повлиять на окружающих, занять сильную позицию в обществе).
  3. Интеграция индивида (человек не растворяется в социуме, но при этом уже может успешно взаимодействовать с окружающими согласно усвоенным стратегиям поведения).

Результат

Чем завершается процесс социализации?

Нельзя рассматривать социализацию как процесс, который подразумевает завершение.

На том или ином этапе интеграция человека в социум приводит к формированию новых установок, разрушению старых.

При этом актуальную систему ценностей, сформировавшуюся у индивида к любому этапу адаптации, можно назвать временной.

Основные итоги процесса социализации

Говоря о результатах процесса социализации, следует изначально сказать о том, что главный итог – это сформированная человеческая личность, которая воспринимает социальные нормы, обладает сознанием и может воспроизводить опыт, добавляя в него особенности собственного мышления и мировосприятия. Но исследователями также выделяются следующие результаты, которые измеряются в показателях:

  • Объективные показатели – это видимы изменения, произошедшие в социальном статусе индивида, а также освоение им новых ролей по мере получения нового социального опыта;
  • Субъективные показатели, которые также включают в себя идентичность. Идентичность индивида как результат процесса социализации – это субъективное чувство, которое в одно и то же время можно наблюдать как самотождественность и непрерывность.

Каждому человеку необходимо испытывать свою принадлежность к обществу, ведь именно так он ощущает свою связь с другими людьми и может вести полноценную деятельность. В целом, коммуникации личности являются важной частью ее жизни: ни один человек не может жить в обществе и при этом не контактировать с его другими членами. Поэтому необходимо помнить об этом, и с самого раннего возраста обучать человека к самостоятельному созданию социальных и коммуникационных сетей вокруг себя.

Идентичность человека может быть выявлена на различных уровнях. Во-первых, это личностный уровень, или как мы его привыкли называть «индивидуальный». Здесь человек начинает постепенно сознавать себя как личность, осознавать свою неповторимость. Это мотивирует его к дальнейшему развитию его способностей, к самосовершенствованию. Во-вторых, групповой тип идентичности – осознание себя не просто личности, но еще и как члена какой-либо социальной группы. Третий тип идентичности – социальный. В данном случае, человек также понимает, что он существует не просто в рамках локальной группы, но и скорее в рамках более обширного образования. Например, он ощущает себя гражданином государства. Последний тип идентичности, который образуется в результате процесса социализации – общечеловеческий. Индивид осознает себя как представитель человечества.

Таким образом, результаты социализации в основном акцентируют внимание на том, что создается особая личность со своими уникальными чертами и ценностями. Тем не менее, человек также должен быть восприимчив к общепринятой ценностной и нормативной системе, иначе он будет чувствовать себя лишним, а окружающие перестанут воспринимать его. Социализация помогает человеку учиться, совершенствовать самого себя, передавать социальный опыт и знания и получить их от других членов общества. именно по этой причине к социализации и ее механизмам приковано очень пристальное внимание со стороны исследователей. Крайне важно не просто воспитать личность, но и сделать ее стабильной, менее восприимчивой к негативным явлениям в обществе. Если же человек сталкивается с ними, то он нуждается в уверенности в своих действиях, а это можно обеспечить только на начальных этапах развития и воспитания индивида. как и первичная, так и вторичная социализации играют важную роль в жизни человека, закладывают в него фундамент последующей взрослой жизни, и оба этапа, а также идущие параллельно с этими иные этапы необходимо организовывать тщательно, учитывая особенности человека.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Цели и функции

Основная цель социализации , это усвоение человеком норм и правил, позволяющих успешно интегрироваться в общество и взаимодействовать с другими людьми, поддерживать продуктивный контакт.

Функции:

  • нормативно-регулятивная,
  • личностно-преобразовательная,
  • ценностно-ориентационная,
  • информационно-коммуникативная,
  • творческая,
  • функция воспроизводства или прокреация,
  • компенсаторная.

Если хотя бы одна из функций не была выполнена, социализация не может считаться успешной, т.к. ситуация может перекоситься в сторону десоциализации или ресоциализации.

Механизмы

Существует несколько механизмов социализации, которые имеют социально-психологическую структуру.

  1. Идентификация. Человек осознает себя через принадлежность к той или иной группе/роду, благодаря чему он перенимает формы поведения и нормы отношений.
  2. Подражание. Копирование чужих моделей поведения, манер, поступков и даже движений на сознательном или бессознательном уровне.
  3. Внушение. Восприятие информации в чистом виде, без сопутствующего анализа и критики, с целью дальнейшего воспроизведения полученных установок и переноса их на свою жизнь.
  4. Фасилитация. Стимуляция деятельности одних людей, за счет контролируемого поведения других людей.
  5. Конформность. Проявление покорности в плане социально одобряемых моделей поведения, но внутреннее и осознанное несогласие с мнением окружающих.

Традиционный механизм

Выделяют и другие механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).

Наиболее распространенным и комфортным механизмом является традиционный механизм.

Его суть заключается в усвоении ребенком типов поведения, идеалов, взглядов и норм, присущих семье и близкому окружению индивидуума.

Такое усвоение происходит неосознанно, на почве слепой веры в доминирующие стереотипы.

Теории социализации

В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее.

1

«Зеркальное я»

В 1902 году американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули разработал концепцию «зеркального я», согласно которой люди развивают представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают окружающие. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.

Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке.

Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [Rousseau N., 2002].

2

Социализация через игру

Американский психолог, социолог и философ Джордж Герберт Мид считал, что благодаря социализации мы учимся понимать и предвидеть то, что думают и чувствуют другие люди, а также осознавать себя. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.

Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается (в первую очередь родителям), имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них (вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом) [Mead G. H., 1934].

По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [Белик А. А., 2011].

3

Ид, Эго, Супер-Эго

Отец психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Их формирование происходит в детском возрасте.

Ид – бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго (или социальное сознание) развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, т.е. через социализацию. Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им.

По мнению Фрейда, цель Супер-эго – улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [Freud S., 1926].

4

Теория психосоциального развития личности

Психолог Эрик Эриксон был последователем Фрейда, считая, однако, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и состоит из 8 этапов. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует .

5

Теория когнитивного развития

Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже специализировался на детской психологии, и рассматривал роль социализации через призму 4 стадий развития когнитивных навыков:

  • Первая стадия – сенсомоторная, длится от рождения до 2 лет. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним (прикосновения, слушание, видение).
  • Вторая стадия – предоперационная (2-7 лет). Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов.
  • Третья стадия – этап конкретных операций (7-12 лет). Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина.
  • Четвертая стадия – этап формальных операций (12+). Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [Wood K. C., Smith H., Grossniklaus D., 2001].

Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях.

6

Теория морального развития

Американский психолог Лоуренс Кольберг был согласен с теорией Пиаже, но решил дополнить ее своими идеями. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности:

  • Первая стадия – доконвенциональная мораль. На этом этапе ребенок принимает общественные правила, которым учат его авторитетные фигуры (родители, педагоги), и следует им, чтобы избежать наказания.
  • Вторая стадия – общепринятая мораль. Ребенок следует нормам и ценностям общества, искренне считая, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и социального порядка.
  • Третья стадия – постконвенциональная мораль. На этом этапе человек начинает сомневаться в справедливости и правильности некоторых общественных законов и правил.

По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [Lind G.,1989].

7

Адаптация теории морального развития

Американский психолог, социолог и феминистка Кэрол Гиллиган не согласилась с выводами Кольберга, считая, что они демонстрируют гендерную предвзятость, поскольку свои исследования Кольберг проводил исключительно на мальчиках. Гиллиган уверена, что мальчики и девочки склонны мыслить по-разному, особенно когда дело касается морали.

В своем исследовании Гиллиган утверждает, что мальчики стремятся к справедливости, делая упор на соблюдение формальных правил и законов. Для девочек же важнее межличностные отношения, забота и чуткость по отношению к другим, что влияет на принятие ими моральных решений. Если требуется нарушить некое универсальное правило, чтобы помочь другому человеку, женщина не будет считать это аморальным [Gilligan C., 1982].

Несмотря на то, что перечисленные точки зрения на процесс социализации неоднократно подвергались критике, они продолжают вносить важный вклад в работу ученых из различных областей знаний.

Подводя итог, можно сказать, что социализация – это процесс, посредством которого от поколения к поколению передаются правила и нормы, соответствующие социальному порядку. Агенты социализации учат каждого человека думать, действовать и вести себя в соответствии с ожиданиями общества, в котором он родился, таким образом адаптируя его к нормальной жизни.

Друзья, желаем вам пребывать в гармонии с окружающими и самими собой. Успехов! Да, и не забудьте пройти небольшой тест на закрепление материала статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Характеристики социальных ролей
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Школа Саммерхилл. Воспитание свободой
  • Зефирный эксперимент
  • Виды и формы образования: краткий ликбез
  • Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой» — краткое содержание
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка

Ключевые слова:1Коммуникации

Факторы

Факторы социализации , это условия, при которых протекает процесс социализации. Они напрямую влияют на формирование личности. В числе основных факторов можно выделить семью, учебные заведения, место жительства (улицу), СМИ, интернет, общественные объединения и организации.

Микрофакторы оказывают влияние на человека посредством «,агентов»,. Агентами выступают все те члены общества, которые окружают индивида и контактируют с ним на протяжении жизни.

В детстве это родители и друзья, в более зрелом возрасте сокурсники, коллеги и супруг(а). После рождения потомства агентами социализации для индивида становятся также его собственные дети.

Макрофакторы влияют на большие группы и людей и формируют общественное сознание. В современном мире к традиционным макрофакторам прибавились также современные обстоятельства (экологические и демографические проблемы, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность и проч.).

Стихийные

Если обобщить, то в качестве основного фактора стихийной социализации можно выдвинуть государство. При более подробном рассмотрении можно вычленить отдельные составляющие:

  • идеология,
  • политика,
  • экономическая ситуация.

В совокупности эти факторы формируют условия жизни, а значит, закладывают определенные убеждения и предубеждения у граждан, проживающих в данных условиях.

Доминирующими факторами социализации является семья и образовательные заведения (учреждения).

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Теории

Теория Ученый Идея
Теория развития личности Чарльз Кули

Джордж Герберт Мид

«,Зеркальное отражение», или восприятие себя через представления об оценочных суждениях окружающих
Психоаналитические теории Зигмунд Фрейд

Эрик Эриксон

Личность развивается поэтапно, приближаясь к половой зрелости. Каждая стадия связана с преодолением кризисных состояний.
Теория развития познания Жан Пиаже Личность развивается постепенно, во время прохождения стадий. На каждой стадии развивается новый познавательный навык.
Теория нравственности Лоренс Колберг Нравственное развитие происходит посредством стадий, каждая из которых предполагает овладение новыми познавательными способностями и навыком понимания чувств окружающих.

По Фрейду

Теория личности З. Фрейда предпологает наличие у человека трех личностных состояний (Оно, Я, сверх-Я).

Ид, «,Оно», , это энергия, которая побуждает человека к получению удовольствия.

Эго, «,Я», выступает в качестве контролера, который руководствуясь реальностью, позволяет человеку регулировать Ид. Суперэго, «,Я», , это родитель внутри человека.

Та часть сознания, которая оценивает поведение и стремится довести его до установленного родителями стандарта.

Также Фрейд выделяет 4 стадии сексуального развития:

  • оральную,
  • анальную,
  • фаллическую,
  • генитальную.

На каждой стадии возникает конфликт между запретами, установленными родителями. А затем конфликт возникает уже с Суперэго, которое выполняет роль родителя. На стыке этих противоречий происходит социализация.

Конфликт — понятие, сущность и способы разрешенияОбщение — понятие, виды, функции, средства, целиИнтеллект — понятие, признаки, как развивать, оценкаПамять — виды и типы, свойства, индивидуальные особенности
Великий философ Аристотель в трактате «0 душе» выделил психологию как своеобразную область знания, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году — основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

Основные отрасли психологии

Деятельность и сознание личности

Брьеры в процессе общения | Мотивы поведения человека

Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи

Средства и методы психологического воздействия на человека

Вернуться в оглавление: Психология

 Сейчас читают про: Соотношение системы права и системы законодательстваПравосознание: понятие, структура, видыСуд и судебный процесс в Законах ХаммурапиОхрана редких и вымирающих видовРемонт посудомоечных машин своими рукамиПоказатели тесноты корреляционной связи для многофакторной корреляционно-регрессионной модели —>

Стадия первичной социализации

– продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по
Фрейду
выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации)

– наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции

наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия

социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия

социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

21. Стадии процесса социализации

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Используемые источники:

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее