Россия, переулок Сивцев Вражек
Телефон:
+7 (495) 620-81- Показать номер
whatsapp telegram vk email

Социальный статус и социальная роль. Социальный статус человека в обществе

О социальном статусе

Социальный статус личности – это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Виды социального статуса

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы – это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Понятие и виды

Социальная мобильность – любое изменение индивидом или группой своего положения в социальной структуре общества, переход из одного социального слоя в другой или перемещение внутри него, пространственная подвижность. Термин введен в социологию в 1927 году исследователем П. А. Сорокиным.

Существуют различные виды социальной мобильности:

  • Вертикальная – перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (продвижение по карьерной лестнице, изменение материального положения, миграция).
  • Горизонтальная – передвижение внутри одного социального уровня (перемена гражданства, семейного положения, смена места жительства или профессии).
  • Восходящая – продвижение к позициям с более высоким престижем.
  • Нисходящая – понижение социального статуса.
  • Межпоколенная – выявляется сравнением социального статуса индивида по сравнению с его родителями.
  • Внутрипоколенная – взлеты и падения индивидуальной карьеры.
  • Организованная – процесс, формируемый и управляемый государством. Носит как добровольный (переезд в удаленные регионы по соответствующим государственным программам), так и принудительный (насильственное переселение этнических групп) характер.
  • Стихийная – неорганизованные перемещения людей (переезд в другой город, страну с целью заработка).
  • Структурная – определяется изменениями в структуре народного хозяйства (реформами, сокращением и возникновением новых отраслей и профессий) и происходит помимо воли отдельных индивидов.
  • Добровольная – основанная на свободной воле людей (трудовая миграция, постоянные перемещения высококвалифицированных специалистов).
  • Вынужденная – вызванная необходимостью, тяжелой жизненной ситуацией (миграция беженцев, вынужденных переселенцев, бродяг).
  • Индивидуальная – социальные перемещения одного индивида, связанные с достигаемыми социальными статусами.
  • Групповая – изменение статуса целой социальной группы, класса, слоя на фоне войн, революций, смены политического строя.
  • Социальная иммобильность – постоянство, неизменность положения человека, группы в обществе.

Одним из проявлений социальной мобильности является миграция – перемещение населения, сопровождающиеся изменением места жительства. Виды миграции различаются по:

  • причинам – добровольная и вынужденная;
  • типу – внешняя и внутренняя;
  • виду – возвратная и безвозвратная;
  • статусу – легальная и нелегальная;
  • характеру – трудовая и политическая.

Большие потоки миграции выступают значимым фактором развития городов, стран, континентов, оказывают значительное влияние на демографические и социальные процессы в отдельных регионах.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус примеры

[править] Укрепление вертикали власти

Интервью президента РСФСР Б. Н. Ельцина 1991

Укрепление вертикали власти — название для комплекса мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти.

Под понятием «укрепление вертикали» часто понимают меры по повышению управляемости и подотчетности органов власти субъектов РФ федеральному центру, органов местного самоуправления (муниципальных образований) — субъектам РФ; повышению эффективности работы органов исполнительной власти. Критики этой политики заявляют о её противоречии принципам федеративного устройства и разделения властей.

Первый президент страны Б.Н. Ельцин в своём послании Федеральному собранию 1999 года призвал особый акцент сделать на укреплении вертикали власти

, подразумевая под этим понятием и расшифровывая его как укрепление единства исполнительной власти, повышение её дисциплины, обеспечение единства правового пространства страны и верховенства федерального законодательства, выработка согласованной позиции всех ветвей власти в центре и на периферии на тему целей и путей развития страны.

В. В. Путин, став президентом России провел в жизнь ряд мер, которые ассоциируются с укреплением вертикали власти:

  • В 2000—2002 г.г. была проведена реформа Совета Федерации, в результате которой главы исполнительной и законодательной власти регионов потеряли свои должности в СовФеде, а туда стали назначаться представители.
  • Создание Госсовета России — совещательного органа губернаторов при Президенте России.
  • Приведение регионального законодательства в соответствии с общероссийским и Конституцией РФ.
  • Формирование федеральных округов.
  • Отмена выборов губернаторов на их назначение Президентом РФ с согласия регионального парламента (2004 год).
  • Создание Общественной палаты России — совещательного органа при Президенте РФ, призванного представлять гражданское общество.
  • Жесткое подавление сепаратизма в Чечне.

В одном из своих выступлений в 2006 году В. В. Путин определил строительство вертикали власти как поиск наиболее оптимальной формы управления такой большой территорией, перераспределение полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.

Изменение социального статуса

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела – рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают социальные институты: школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Что влияет на социальную мобильность?

Среди факторов, которые оказывают влияние на социальную мобильность, т. е. на число перемещений между социальными слоями или частоту изменений социального статуса, можно выделить следующие основные:

  • экономический;
  • исторический;
  • демографический;
  • миграционный;
  • место жительства;
  • национальность;
  • уровень образования;
  • способности и личностные качества индивида (физические и умственные).

Экономический фактор

Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на наличие рабочих мест и на востребованные профессии. Если экономике будут требоваться, например, высококвалифицированные специалисты, то это приведёт к тому, что люди будут стремиться занять вакантные должности. Социальная мобильность станет более активной.

Исторический фактор

Исторические события, такие как войны, революции, оказывают непосредственное влияние на мобильность. В такое время одни люди быстро поднимались по социальной лестнице, получая большую власть в свои руки или большие богатства. То есть происходила политическая и экономическая мобильность. Другие — теряли свой статус. Самые родовитые дворяне лишались своих накоплений и привилегий.

Мобильность также зависит от типа общества, который исторически присутствует в той или иной стране. Выделяют три типа общества: закрытый, открытый и промежуточный.

В закрытом обществе, как правило, статус присваивается человеку при рождении и его смена крайне затруднительна или невозможна. В открытом — люди активно перемещаются между социальными слоями и меняют свой статус на протяжении жизни.

В качестве примера промежуточного типа можно привести феодальное общество, в котором официально не разрешались перемещения между классами или сословиями, но всё же они происходили.

Демографический фактор

Прирост населения влияет на социальную мобильность. Если в стране прирост населения, то растёт и мобильность. Так как молодые люди более охотно меняют свой социальный слой или статус.

Взрослые люди чаще проявляют экономическую мобильность. Накопив денежные средства, они стремятся изменить условия своей жизни в лучшую сторону: переехать в более хороший район (географическая мобильность) или занять высокую должность (профессиональная мобильность).

Факт, что в низших классах более высокая рождаемость. Если в высших слоях ощущается нехватка людей, тот их места занимают люди, поднявшиеся по социальной лестнице, а не родившиеся представителями этого класса.

Миграционный

В странах с высокими показателями миграции, как правило, активная социальная мобильность. Мигранты создают конкуренцию местным жителям. Дешёвая рабочая сила создаёт переизбыток рабочих, из-за чего местным жителям приходится создавать конкурентные преимущества и двигаться вверх по социальной лестнице.

Место жительства

В городах больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, для изменения своего материального положения. Молодые люди стремятся переезжать в большие города в поисках таких возможностей. В этом случае можно говорить также о межпоколенной мобильности, когда дети достигают более высокого статуса по сравнению со статусом их родителей.

Национальность

Даже в многонациональном государстве предпочтение отдаётся именно той нации, численность которой превалирует в этом государстве. Люди такой национальности чаще занимают высокие должности и продвигаются по службе.

Уровень образования

Уровень образования может является конкурентным преимуществом вне зависимости от слоя, в котором человек был рождён. Люди с более высоким уровнем образования имеют больше шансов для продвижения. При этом они также могут создать конкуренцию выходцам из высших слоёв, которые не уделили должного внимания своему образованию, рассчитывая на свои привилегии или связи для получения работы, должности, звания.

То же самое верно по отношению к способностям человека, заложенным от рождения, или личностным качествам, которые он в себе выработал.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек – индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществе и личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста – прибыль, а учёного — поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

По вертикали или вверх

Это путь развития по иерархической лестнице. Он всегда предполагает переход к административной работе. При максимальной амплитуде вертикальная карьера выглядит так:

· врач;

· заведующий отделением;

· главный врач;

· заведующий облздравотделом;

· заместитель министра;

· министр здравоохранения.

Хотя многими успешная рабочая деятельность понимается именно в таком ключе, подходит она не каждому. Кто-то не хочет оставлять любимое дело. Кто-то не задумывается о карьерном росте и на первое место ставит семью, увлечения или общественную деятельность. И самое главное: управление это особенная работа. Можно сказать, что руководитель – отдельная профессия, которая мало кому даётся.

Есть исследования, показывающие, что способности к управленческой деятельности показывают только 7% людей.

Стереотипное понимание успешной карьеры, как непременного «восхождения в начальники» нередко приводит к тому, что предприятия теряют хороших специалистов, приобретая плохих или посредственных руководителей.

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент – хорошо учиться, рабочий – соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Примечания

  1. Под иерархией имеется в виду именно понимание, что общество само и естественным образом стратифицируется. Эта стратификация является следствием естественного процесса развития: каждый индивид рождается на исходной, нулевой, точке и проходит долгий и витиеватый путь развития, зачастую останавливаясь где-то на полпути («на полпути» от текущей аттракторной точки эволюционного передового края). Данное понимание не является обоснованием тоталитарных и репрессивных систем; в интегральной теории проводится различие между иерархиями актуализации и роста и репрессивными иерархиями доминирования. Процесс естественного разветвления общества и его структуризация в соответствии с многоуровневой панорамой бытия-и-сознания является отражением естественной иерархии, или холархии, актуализации, в которой вертикальная мобильность, в принципе, доступна всем, однако не все развиваются в более высокие структурные измерения из-за ограничений, налагаемых кармическим наследием их текущей тетраконстелляции (то есть нынешнего распределения ситуации во всех квадрантах модели AQAL, предложенной Уилбером).
  2. Вопросы интегрального видения религиозной системы координат, религиозного измерения, включавшего и поддерживавшего бы смыслами все уровни развития, заслуживают отдельной статьи.
  3. При этом необходимо понимать, что общемировая культура, если в ней доминирует какой-то один цивилизационный блок и пытается притеснить или монологически использовать другие цивилизационные блоки (осознанно или не ведая того), не может подменять национальную культуру. Мироцентрическая планетарная культура может возникнуть только на принципах взаимного уважения, и она поддерживается соответствующими рациональными структурами сознания. Однако у меня есть интуиция, что каждый цивилизационный блок как некое единое морфическое пространство созревает для этой высоты самостоятельно и эмерджентным образом, обретая свои уникальные культурноспецифические формы мироцентризма и мироцентрического благоустройства общества. Есть более развитые в каких-то аспектах цивилизации, есть менее развитые (я не стою на позициях постмодернистского ценностного релятивизма), однако геноцид, в том числе и культурный, является преступлением в планетарных масштабах: единство-в-многообразии подразумевает повышенную чувствительность к культурной самостийности той или иной цивилизации. В идеальном мире не было бы войн, однако в прагматическом мире налицо трения между социокультурными тектоническими пластами, или цивилизационными блоками, каждый из которых находится во взаимодействии с остальными, но имеет и свою центральную самоорганизационную доминанту, как раз и обеспечивающую культурное многообразие, — в том числе и языковую, и историческую, и религиозную, и геополитическую. Попытки одностороннего вмешательства в деятельность других цивилизационных пластов могут быть обоснованы, однако необходимо учитывать их кровопролитные последствия, ибо в каждом цивилизационном блоке имеется сильная этноцентрическая доминанта, часто служащая слепым пятном. Примером ложного мироцентризма можно назвать монологическую социокультурную экспансию ценностей, структур и интересов одной цивилизации (англо-саксонской западной), когда под предлогом мироцентрических ценностей производится бесчувственная вестернизация; критика вестернизации рассматривается в замечательной книге Кисё Курокавы «Философия симбиоза»; перевод на русский язык отрывков из неё впервые публикуется в нашем журнале.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов – дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации — наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

Функции социальных лифтов

К числу основных функций социальных лифтов относится:

  • Концентрация в элите самых квалифицированных и опытных представителей социума. В данном случае речь идет о специалистах из различных областей, выступающих в качестве основы развития общества;
  • Пополнение элиты из числа представителей более низких социальных сословий. Все кандидаты проходят жесткий отбор и берут на себя обязательства по принятию «правил»;
  • Превращение мировоззренческих установок высших слоев населения в общественную ценность, одобряемую всеми членами социума.
Ссылка на основную публикацию
Похожее