Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Тем не менее, он применяется во всем мире уже довольно давно. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться не только от душевных переживаний, но и от многих физических недугов. Итак, как действует музыкотерапия, и кому она может помочь? Рассмотрим эту тему подробнее.
Что такое музыкотерапия
Музыкотерапия
– это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций.
Происходит это в индивидуальном порядке или группой людей. Музыка может звучать фоном в комбинации с несколькими другими коррекционными приемами, увеличивающими эффективность воздействия. Метод применяют для устранения разных эмоциональных отклонений и при коррекции некоторых страхов. Замечено положительное влияние музыки при лечении некоторых серьезных болезней.
О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Еще во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна – знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах. Тогда доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования. В настоящее время она активно используется в психиатрии и прочих сферах.
Заболевания, в лечении которых зачастую используют психотерапию: неврастения, неврозы, бессонница, психозы и шизофрения. Замечены и положительные моменты при лечении болезней сердца, язвы, бронхита, проблем мочеполовой системы, гастрита. Это особенно полезная информация для пациентов, страдающих аллергией на необходимые лекарственные препараты.
Музыкотерапия, в отличие от большинства прочих методов лечения, вполне допускает самолечение. Имеются даже специальные сборники, объединенные в отдельные коллекции, и способствующие лечению определенных недугов. Музыкотерапией нельзя полностью заменить необходимое лечение, но ней можно снизить дозы принимаемых лекарств, и достичь эффекта обезболивания.
Методика музыкальной терапии для детей с аутизмом
Существует несколько примеров методов, используемых для удовлетворения потребностей пациента с аутизмом, среди которых:
- Импровизация: использование музыкальной импровизации с определенной терапевтической целью в среде, облегчающей реакцию и взаимодействие.
- Написание песен: процесс, посредством которого пациент может общаться и исследовать внутренние мысли, чувства или проблемы. Песни также могут быть написаны в качестве обзора жизни.
- Пение: вокализировать слова или звуки в музыкальных тонах. Песни могут использоваться для запоминания и в качестве способа контроля эмоций и поведения.
- Использование песен в качестве катализатора для обсуждения вопросов, которые терапевтически актуальны для пациента. Метод включает в себя прослушивание песен, анализ текстов и их смысла.
- Воспитательные/учебные песни для ознакомления с основными понятиями и концепциями: вверх / вниз, влево / вправо, громкий / мягкий, стоп / ход, цвета, цифры и т.д.
Цель проведения музыкотерапии
Некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект – это уже давно не вызывает сомнений. Кроме того, мелодия, применяемая в музыкотерапии, влияет на общий фон настроения. Это не зависит от способностей слушателя, и происходит само по себе.
В целом, курс коррекции с помощью такой терапии может включить в себя следующие цели
:
- Эмоциональная разрядка.
- Регулирование эмоционального состояния.
- Борьба с личными неурядицами.
- Уменьшение уровня стресса.
Также считается, что некоторые композиции способны помочь в борьбе с некоторыми физическими недугами.
Как музыка помогает при тревоге
Многие исследования показывают, что музыкотерапия может уменьшить чувство тревоги, в том числе у людей с раком, тех, кто подвергается хирургическому вмешательству, и людей, попадающих в отделения интенсивной терапии. Некоторые исследования также предполагают, что музыка может снизить кровяное давление и сердцебиение.
Существуют данные, свидетельствующие, что люди, которые проходят музыкотерапию, отмечают снижение тревожности сразу после сеанса, что указывает на то, что музыкотерапия может быть удобным способом быстрого уменьшения симптомов.
Музыка влияет на количество гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол, которые выделяет организм, и снижение гормонов может уменьшить симптомы тревоги.
Музыкотерапия как метод психокоррекции личности
Музыкальные композиции имеют непосредственное влияние на разные системы человеческих органов, влияя на глубину дыхания, скорость деятельности нейронных путей, сокращения сердца, расслабление или напряжение мышц. Благодаря воздействию терапии, происходит изменения в эмоциональном состоянии. Пример: тревожный человек начинает успокаиваться. Замечено, что частота сердцебиения снижается с помощью определенных медицинских препаратов и прослушивания музыкальных композиций.
Музыкотерапия – хороший помощник при неврозах, регуляции реакций психовегетативного характера. Определенные композиции ведут к нормализации эмоционального фона, помогают сформировать новые навыки общения, способствуют социализации, формированию новых стратегий и жизненных ориентиров.
Лечение музыкой корректирует широкий спектр психических состояний, однако при серьезных нарушениях, оно становится вспомогательной функцией. На определенных этапах терапию и вовсе не рекомендуется проводить. Пациенты, испытывающие острые психотические состояния, могут лишь усложнить свое положение. Причина: музыка заставит их погрузиться в свои образы, фантазии, что ухудшит ситуацию. До выхода из острой фазы главная цель пациента наладить связь с реальностью. Когда стабильное состояние будет закреплено, тогда допустимо взяться за проработку эмоциональной составляющей.
Эпилептикам нежелательно лечение музыкой. Музыкальные волны оказывают влияние на мозговую активность и при резонансе могут стать причиной припадка.
Терапия идеальна для лечения сниженного настроения, но борьба с серьезной депрессией должна сопровождаться медикаментозной поддержкой.
Формы и виды музыкотерапии
Рассмотрим подробнее виды музыкотерапии
:
- Экспериментальная
. Занимается исследованием разных музыкальных воздействий на человека. - Клиническая
. Применяется в профилактических и лечебных целях. - Интегративная
. Проходит в сочетании с иными видами терапии, относящимся к искусству (танцы, рисование и так далее). - Тематическая
. Имеет в своей основе сюжет и лекцию по определенной тематике (пример: творчество определенного музыканта). - Фоновая
. Используется в качестве фона во время психотерапевтических мероприятий. - Активная
. Человек сам создает мелодию, играя на инструментах, занимаясь пением или отбивая ритм. - Рецептивная
. Человек пассивно слушает музыкальное произведение или его отдельные моменты.
У каждого вида и формы музыкотерапии имеются нюансы. Одни подходят для индивидуальных занятий, другие – для групповых. Программа подбирается психотерапевтом. Если пациент выберет то, что ему совсем не подходит, и его ожидания не будут оправданы, то состояние усугубится.
На сегодняшний день виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую.
Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физическом уровне и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек демонстрирует закрытость или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, которые провоцирует музыка. Музыку делят на успокаивающую и активизирующую.
Американская школа фокусируется на изучении того, как влияет определенная композиция на человеческую психику. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенных расстройствах. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.
Методы, техники и упражнения
Техники и упражнения музыкальной арт-терапии опираются на йогу, дыхательные упражнения, психоанализ, гештальт-терапию, танцевально-двигательную коррекцию, музыкальную импровизацию. Упражнения применяются в виде группового тренингового занятия или же в виде индивидуальной аутогенной тренировки.
Приведу примеры упражнений музыкотерапии:
- Упражнение «Океан». Цель упражнения – снижение уровня тревожности детей дошкольного возраста. Психолог включает аудизапись шума волн, плеска воды, а дети двигаются под эти звуки. Раскачивание из стороны в сторону успокаивает нервную систему, помогает детям научиться чувствовать границы своего тела, обрести чувство комфорта. Ведущий наблюдает за техникой выполнения движений детьми, напоминает, что движения должны быть плавными. Если дети затрудняются в самостоятельном подборе нужных движений, психолог демонстрирует их и просит детей повторять за ним.
- Упражнение «Рисуем звуки». Цель упражнения – научить подростков дифференцировать эмоции. Для проведения упражнения понадобятся фрагменты разных аудиозаписей. Психолог включает детям ту или другую композицию. Во время звучания музыки ребята прислушиваются к своим эмоциям. После того, как фрагмент закончился, психолог предлагает участникам нарисовать те чувства, которые вызвала у них данная аудиозапись. Когда рисунки готовы, организуется групповое обсуждение получившихся шедевров.
Как проводятся сеансы музыкотерапии
Обычно сеансы не занимают много времени. Иногда достаточно одного произведения, длительностью в 5-30 минут, после чего специалист предлагает обсудить впечатления. В целом, сеанс чаще колеблется в пределах 30-45 минут. Общее число сеансов связано непосредственно с состоянием пациента. Может понадобиться 10-20 посещений кабинета музыкотерапии – помещения с хорошей звукоизоляцией, комфортной мебелью. Считается, что благотворней влияют сеансы без наушников.
При индивидуальном подходе выбор музыки основывается на предпочтениях клиента, варьируясь с каждым новым сеансом. Возможно будет подобран комплекс для прослушивая в домашних условиях.
Когда проводится групповая терапия, для установления доверительных отношений требуется больше времени. Выбор произведений основан на общих проблемах пациентов (неврозы, апатия, бессонница и так далее).
Музыкотерапия для детей
Достоинства музыкотерапии дают возможность использовать ее в работе с детьми. Безвредность, доступность и простота применения делают ее хорошим решением для многих семей. Родители обычно просят специалиста подобрать комплекс произведений, помогающий справится с возникшими проблемами. Чаще музыкотерапию предпочитают проводить дома, в естественных для ребенка условиях. Даже если необходимы иные методы коррекции, музыкотерапия остается хорошим подспорьем, так как обычно более выгодна и доступна, и финансово и по временным затратам.
Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме.
Чувствительность ребенка дает возможность следить за очагами неправильной деятельности органов, эмоциональным состоянием. При неверном выборе композиций или их однотипности, может возникнуть нежелательный эффект.
Музыкотерапия применяется с самого раннего возраста. Особенно это полезно для детей, которые пострадали от нехватки кислорода. Особенности структуры их мозга не обеспечивают необходимую выработку ферментов, однако терапия музыкой способствует повышению активности их выработки. Это обстоятельство подтверждено множеством исследователей. Наблюдается улучшение в работе сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной. Ребенок становится более спокойным, лучше засыпает.
Ранее предполагалось, что воздействие имеет ритм, а не мелодия, однако потом эти теории опровергли – ритмичные звуки угнетающе действовали на клеточную деятельность, затормаживая развитие. Важно это учесть, выбирая музыкальные композиции для младенца. Предпочтительней выбирать классические произведения, но следите за индивидуальными реакциями малыша.
Древнейший вид музыкотерапии – колыбельные. Много столетий назад было замечено благотворное влияние определенных песен на младенцев. Колыбельные объединили в себя сразу несколько факторов развития: интуитивная коррекция мелодии, контакт с матерью. Наличие слов в убаюкивающих композициях оказывает гармонизирующее влияние – они полезней бессловесных мелодий. Колыбельные – отражения культуры, в которой ребенок был рожден, и это на бессознательном уровне оказывает на него успокаивающий эффект.
Терапия применяется в детских коллективах не только, как корректирующий нарушения метод, но и как средство развития. Мелодии положительно влияют на интеллект и творческое воображение, внутреннее формирование эстетического.
Если в семье ребенка принято слушать хорошую музыку, то ему удается лучше социализироваться и находить выход из непростых положений. Таким методом можно расширить детское восприятие окружающего мира, где имеется множество возможностей и путей. Ребенку становится проще демонстрировать чувства, ставить и выполнять задачи.
Сонаты Моцарта – влияние на детей с аутизмом
Сонаты Моцарта мелодично просты. Используя всего несколько музыкальных мотивов, композитор помогает рассмотреть симметрию в музыке, что в свою очередь действует расслабляюще, ненавязчиво и успокаивающе. Первое движение сонаты в основном состоит из тонических и доминирующих аккордов и имеет шесть различных повторяющихся мотивов. Два пианино — эхо друг друга, часто играют одну и ту же мелодию в октавах. Некоторые отрывки играются быстро, некоторые – медленно, так называемые «периоды охлаждения», которые позволяют стимулировать развитие поведенческих и когнитивных навыков.
Сонаты Моцарта ученые рекомендуют прослушивать не только пациентам с РАС, но и с деменцией, женщинам в период беременности и просто для расслабления и восстановления психологической гармонии.
Музыкотерапия для пожилых людей
Ранее музыкотерапия не слишком применялась с пациентами пожилого возраста, однако потом все же были оценены его положительные моменты – это оказалось настоящим открытием.
Прослушивание музыки стало одновременно способом контакта с окружающим миром и способом его восприятия. Параллельно происходит коррекция имеющихся нарушений. На чем базируется процесс воздействия? Все просто: вибрации музыки резонируют с вибрациями, исходящими от человеческого тела, а также его отдельными системами и клетками. Когда гармония нарушается, вибрации организма меняются – мелодии могут вновь настроить в правильный и привычный ритм. Это заметно при деятельности отдельных систем. Пример: некоторые композиции улучшают память, другие – приводят в норму давление.
С годами гармония организма перестает быть данностью – ей требуется забота и поддержка. Игнорировать эту необходимость нельзя – это грозит заболеваниями тела. Кроме того, психика, ранее справляющаяся с множеством эмоциональных нагрузок, с возрастом более чувствительна, на поверхность всплывают давние психологические травмы.
Популярнейшая сфера использования психотерапии среди пожилых людей: нормализация давления, седативный эффект. Первые сеанс способен продемонстрировать положительные результаты. Нередки случаи, когда эффективность лечения мелодиями была замечена при реабилитации после инсультов, различных осложнений. Из-за повышения активности клеток, процесс восстановления ускоряется.
Лечение доказало свою эффективность в стимуляции интеллектуальных способностей, улучшении мозговой деятельности. В пожилом возрасте это профилактика старческой деменции, любых нарушений памяти. Как известно, показателем молодости организма можно назвать способность поиска новых путей адаптации к окружающим условиям. Это действительно так. Замечено, что если жизнь пожилого человека наполнена разнообразными музыкальными мелодиями, они успешнее адаптируются, находятся в постоянном развитии, осваивают ранее незнакомые отрасли. Важно помнить: этого эффекта нет при прослушивании однотипной музыки. Происходит обратное: человек деградирует в развитии. Это относится не только к пожилому возрасту, но и к любому другому.
При возрастных кризисах музыкотерапия очень важна. Считается, что самый сложный – кризис среднего возраста, но за ним следует не менее важный период, когда меняются цели, мировоззрение, приоритеты. Человек теряет все больше близких людей, возможности тела меняются, как и общий жизненный уклад.
Об этих изменениях говорят нечасто, но по своей силе они не уступают подростковому периоду – их воздействия не менее интенсивны. Человек не знает, как ему адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, чего ждать от себя, от окружающих.
Музыкотерапия дает возможность по-новому выпускать эмоции на свободу, пересматривать отношение к разным событиям. Рекомендуется внимательно вслушиваться в ритм произведений – благодаря этому человеку проще обрести новые стратегии построения дальнейшей жизни. Многие перестают паниковать из-за стремительно бегущего времени. Они будто «замедляются», учатся наслаждаться настоящим, ищут новые возможности для реализации.
Статья на тему «Музыкотерапия. Лечение музыкой»
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:
— Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:
-Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
— Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
— Повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной.
Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.
Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотспапкя существует в трех формах:
— Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),
— Реактивной (направленной па достижение катарсиса)
— Регулятивной (способствующей снижению кервно-психического напряжения).
Рекомендуется применять обе формы музыкотерапии специалистам в рамках антистрессовой программы.
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).
Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
Можно использовать активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.
Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т.е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.
Программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Шопен «Мазурка, «Прелюдии»,Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы
.
Бах «Контата 2», Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».
3.Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен «Симфония 6», часть 2, Брамс «Колыбельная»,Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21». Барток «Соната для фортепиано, »Квартет 5, Брукнер «Месса ля-минор».
5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия» 1,Хачатурян «Сюита Маскарад».
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский «Шестая симфония», 3 часть. Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28»,Лист «Венгерская рапсодия» 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегдасоразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.
Музыкотерапия — это обращение к собственному телу. Не всегда легко заставить себя полностью существовать в той конкретности, где существование на самом деле происходит. Человек существует в теле, но часто начинает думать извне и не может локализовать мысли в теле; он притрагивается к себе, словно к чужому телу; смотрит на свое тело как бы со стороны. Некоторые находятся не в теле, а там, где их «супер-эго» — дом, социальное окружение, общественность. С помощью музыкотерапии освобождается заблокированная часть тела, и она начинает снова ощущать жизнь. В онтопсихологии тело — первооснова. Это первая объективность и первая феноменальность, в которой придает себе форму каждый человек, как только он начинает думать, замечать себя. Тело — это воплощение духа. Тело — это первый объект, который затем осуществляет соотношение с другими внешними объектами, оно является первым способом, через который дух являет себя как существующий, то есть он себя чувствует, ощущает, и осуществляется первое «осознание». Психика человека есть энергия, постоянно находящая себе соответствие вовне. Здоровье имеется тогда, когда этой энергии позволено течь к месту своего натурального выхода, не будучи ни блокированной, ни отклоненной от своего пути. Любые блокировки проявляются внутри в виде навязчивого состояния, одержимости, а вовне — в виде статичности, окостенелости, рассеянности движения, телесной патологии человека. Тело всегда слушает жизнь. Это передатчик смысла любой трансцендентности /выходящего за границы возможного опыта, недоступного познанию/, любой связи, непосредственный выразитель наших мыслей, инстинктов, желаний. Учиться у него означает осознать внутренние, глубоко скрытые пути к тому, чего мы не понимаем. Не хотите отправиться в путь?
Любите ли вы петь? Даже если нет, то скорее всего вы в этом все равно нуждаетесь. Чтобы петь, не обязательно уметь или учиться это делать. Гораздо важнее чувствовать себя, чувствовать свою наполненность, которую вы выражаете в пении. Тогда все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела. Это психическое ощущение: в определенный момент все клетки обретают голосовые связки и начинают выражать себя, и вы должны суметь вовлечь их в этот процесс, величественное движение, которое становится вихрем, экстазом. Вы замечали, как чувствуют себя на сцене настоящие певцы и певицы? Это же полный экстаз для них!
Как надо начинать петь? Начать можно с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный резонанс. И надо это делать так, чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, зарождающийся в глубинах. Не надо себя слушать ни ушами, ни мозгом — только телом, только изнутри.
Согласитесь, что песню логично сопровождать танцем, так, чтобы получить резонанс с движением тела. Как только зазвучит барабан, все клетки вашего организма начнут вибрировать сами собой, без внешнего проявления. В этот момент вы чувствуете саму энергию в ее первозданном виде, жизнь в ее гармонии. Вы должны научиться слушать себя изнутри, отключив рациональное мышление, и тогда ваше тело само придет в движение, так как танец, как музыка и песня, сидит в вас, их надо только «выпустить».
Конечно, лучше все это проделывать не в одиночку, а компанией. Каждый со своим инструментом, со своим голосом, со своим танцем. Ведущий начинает играть на барабане, рождая мелодию, затем остальные постепенно подстраиваются под нее. Надо молча, как бы исподтишка, войти в этот ритм таким образом, чтобы все участники могли постоянно слышать друг друга. Ибо в музыкотерапии двигаться в одиночку, отдаляясь от остальных, нельзя.
Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Суть спортивных тренировок не в совершенствовании мышц: спортсмен может обладать совершенной мускулатурой, и тем не менее внезапно умереть. Одной из причин частых инфарктов или преждевременного старения организма у спортсменов как раз и является разрыв между психической деятельностью и нервно-телесной структурой. Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится, а не так, как предписано спортивной наукой. Главное — это получить удовольствие и счастье от процесса.
В музыкотерапии надо идти вслед за движением, вслед за музыкой, надо стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже не вы идете за музыкой, а музыка несет вас. Какая музыка? Та, что родилась в вас самих. Когда человек под влиянием музыкотерапии овладевает способностью двигаться изнутри, это всегда очень приятно. Извне становится заметно, что этого человека направляет что-то прекрасное, делающее его более тонким, сильным и красивым, что-то, что одновременно руководит им и дает ему свободу.
Что такое эффект Моцарта
Явление давно известно в медицинском мире. Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие.
Классическая музыка, несомненно, оказывает положительное влияние на человеческий организм. Нередко подобные композиции рекомендуют слушать беременным. Врачи утверждают, что это благотворно воздействует на будущего малыша, которому впоследствии будет легче раскрыть свои таланты. В конце ХХ столетия в научных кругах особенно часто поднималась тема удивительного воздействия музыки Моцарта на мозг человека. Уникальное влияние было названо эффектом Моцарта. По сей день продолжается спор ученых, обсуждающих природу этой особенности. Однако факты говорят сами за себя.
Первые эксперименты на эту тему проводились на грызунах. Около двух месяцев крысы были вынуждены слушать одно и то же по 12 часов в день. Это была Соната до-мажор Моцарта. Прослушивание привело к активизации коры их головного мозга – они будто поумнели. Выяснилось, что после такой музыкотерапии грызуны начали пробегать лабиринт на 30 процентов быстрее, чем раньше. К тому же теперь они совершали ошибки на 27 процентов реже обычных крыс.
Если говорить о людях, то ученые приступили к исследованию активности мозга, используя магнитный резонанс. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции.
Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Почему так происходит?
На этот счет существуют любопытные научные теории. Сила воздействия музыкальных композиций на мозг получила доказательства в двух направлениях: частоте звука и частоте смены ритма.
Последнее имеет связь с тем, что наш мозг цикличен в своей деятельности. Проще говоря, у нервной системы имеется ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Американские исследователи решили проанализировать частотные характеристики музыки нескольких десятков композиторов, чтобы определить, как часто в их композициях присутствуют волны длиной 20-30 секунд.
После сведения всех данных в одну таблицу стало очевидно, что авторы большинства современных поп-проектов оказались по этому показателю в самом низу. Моцарт тем временем пребывает на верхней позиции. Его композиции, обладающие неповторимыми нюансами, перетеканием музыкальных звуков и переливами, действительно обладают уникальными свойствами, идеально подходящими биоритмам человеческого мозга.
Примеры терапевтической музыки
Для музыкотерапии подходит атмосферная музыка, помогающая добиться полной релаксации и психологической разгрузки. Такая музыка рекомендована для людей, страдающих от хронической усталости или недавно перенесшим стресс, либо же тем, у кого весьма интенсивный образ жизни. В общем, речь идет о людях, нуждающихся «в передышке».
К терапевтической музыке относится классика Моцарта, записи со звуками природы, различные успокаивающие мелодии. Также стоит обратить внимание на труды Джеффри Томпсона, являющегося экспертом в области производства стимулирующих звукозаписей. Будучи выдающимся музыкантом и композитором, он сумел разработать способ применения модулированных звуковых импульсов для воздействия на состояние человека, а именно положительного влияния на тело и разум.
Первый альбом был представлен в 1986 году, получив название Isle of Sky. Для его создания понадобилось 5 лет научных трудов. Ныне его сборники активно используют американские психологи.
Аудио стимуляция:
- отфильтрованные почастотно музыкальные произведения Моцарта и Вивальди
- отфильтрованный почастотно женский голос, начитывающий сказки и рассказы на различных языках
- отфильтрованный почастотно мужской голос, начитывающий стихотворения на различных языках
- стимуляция ритмом – меняя ритм произведений определенным образом, заставляем мозг правильно воспринимать информацию, стимулируем выработку внимания, в частности, речевого внимания
- стимуляция зонированием – подача сигналов на определенные зоны мозга (а использование костных наушников позволяет стимулировать 4 зоны, в двух полушариях) дает возможность выборочно стимулировать нуждающиеся в доразвитии области коры ГМ. Это также можно использовать при написании программ для левшей, у которых речевые зоны расположены в другом полушарии
- стимуляция задержкой времени – задерживая подачу сигнала на определенное полушарие, в определенный динамик, мы можем усилить воздействие на заданное полушарие, сделать его ведущим в обработке информации
- стимуляция громкостью – задавая громкость в определенном динамике выше, чем в других, позволяет сделать один из каналов восприятия информации более чувствительным, что также усиливает работу одного (заданного) полушария.
- стимуляция задержкой подачи сигнала между костными и обычными наушниками – задерживая подачу сигнала от верхних динамиков к нижним, мы формируем правильный путь в обработке фонематической информации.
- стимуляция массажными движениями – подавая сигналы попеременно на четыре динамика, мы создаем массажные движения в коре ГМ, что позволяет стимулировать более глубокие структуры мозга – естественным путем, но максимально эффективно.
- стимуляция длительностью воздействия – каждая программа проходит в среднем от 20 до 25 дней, что позволяет проработать все зоны коры ГМ в максимальном режиме, осуществив в полной мере все эффекты стимуляции.