Россия, переулок Сивцев Вражек
Телефон:
+7 (495) 620-81- Показать номер
whatsapp telegram vk email

Семинар для воспитателей «Факторы развития личности ребенка»

  • Семья и родители
  • Окружение
  • Информационная среда
  • Качества характера ребенка
  • Личная мотивация

Наследственность, воспитание, наличие или отсутствие таланта — что на самом деле влияет на процесс развития ребенка? Многие родители задаются этим вопросом. Но на самом деле талант и генетика играют далеко не главную роль. Действительно значимые факторы — например, влияние семьи или личная мотивация — поддаются корректировке и во многом зависят от родителей.

Семья и родители

«Все начинается с семьи» — это не просто слова, а истина, которую понимает каждый родитель, желающий вырастить успешного, уверенного в себе человека. Главная задача родителей — создать условия для всестороннего развития ребенка, познакомить его с окружающим миром, показать правильные модели поведения. В семье ребенок узнает о гендерных и социальных ролях, учится разрешать конфликты, справляться с трудностями. Ребенку важна доброжелательная атмосфера, искренний интерес родителей, их вера в него и готовность прийти на помощь.

Очень важно, чтобы родители удовлетворяли базовые эмоциональные потребности ребенка — потребность в привязанности, безопасности, свободе выражения творческого потенциала. При этом мудрый родитель должен направлять ребенка на пути его творческого роста, указывать на сильные стороны и подсказывать, как можно справиться с недостатками. Важно с детства закладывать в детскую душу нравственные ценности. Делать это нужно в семье, на собственном примере.

Генетика

Генетические особенности характера ребенка проявляются достаточно часто и являются одним из факторов влияния на воспитание ребенка. Как говорится, «от осинки не родятся апельсинки», и очень часто характер родителя передается и ребенку. Неудивительно, если ваш ребенок гиперактивный, если в детстве вы сами не могли усидеть не месте.

Корректировать характер ребенка можно, но не стоит ломать его хрупкий мир, привнося методом наказа важные жизненные ценности. Только обсуждение поступков и личный пример способны показать ребенку важность умения контролировать себя, сдерживать свои негативные эмоции и порывы.

Окружение

Чем старше становится ребенок, тем больше людей приходят в его жизнь. Первоначальный круг общения из родителей и бабушек дополняется воспитателями и педагогами на курсах для детей. Появляются первые друзья, и не всегда удается контролировать это общение. Однако важно знать, с кем дружит ребенок. Полезно отдать малыша в детский развивающий центр — это обеспечит ребенку полноценное социальное развитие в компании творческих разносторонне развитых ребят. В дети часто находят единомышленников и лучших друзей и переносят общение в обычную жизнь.

Информационная среда

Сейчас вопрос формирования информационной среды особенно актуален. Телевидение, интернет, книги, реклама так или иначе влияют на ребенка. Современный человек получает в 5 раз больше информации за день, чем это было 30 лет назад. Все это сказывается на психическом развитии ребенка. Например, телевизор способен блокировать собственное творческое мышление и вызывает зависимость от зрительных стимуляторов, гиперактивность, пассивность. Просмотр телепередач мешает развитию речи в раннем возрасте. Не говоря уж о том, что в современных мультиках сцены насилия встречаются в несколько раз чаще, чем во взрослых художественных фильмах. К сожалению, полностью оградить ребенка от пагубного воздействия современной инфосреды невозможно, поэтому важно с детства развивать в нем крепкую морально-нравственную базу, взращивать правильные ценности и взгляды. Тогда при встрече с нежелательным контентом он не окажется под его влиянием.

Факторы развитие личности ребенка педагогика

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам

относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам

относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы,

тогда как наследственность –
биологический фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – “чистая доска, на которой можно все написать”, т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность –

свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого “ген” означает “рождающий”), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), “заячья губа”, “волчья пасть”;
  • • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности

человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений.
Приобретенные изменения не наследуются.
Если не изменен генотип, то
не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием.
К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности

к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки

– это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности

– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Качества характера ребенка

Усидчивость, трудолюбие, внимательность и умение концентрироваться на предмете — эти качестве помогают ребенку в учебе и в жизни. Поэтому важно с детства воспитывать их в маленьком человеке. Например, чтобы воспитать любовь к труду, важно позволять малышу принимать участие в домашних делах. Особенно, когда он сам проявляет интерес. Полезны игры, которые развивают скорость мышления, внимательность, способность концентрироваться. Для развития нестандартного мышления полезны занятия ТРИЗ. Это направление скоро появится в .

Средства массовой информации

В наше время огромную роль в воспитании ребенка играют средства массовой информации. Знания, полученные детьми из просмотра телепередач и страниц в интернете, зачастую пагубно влияют на воспитание ребенка. Контролировать этот процесс очень сложно, но родители в силах привить своему чаду интерес к положительным примерам из жизни, тогда дети будут стараться искать ту информацию, которая будут полезной.

Факторов, влияющих на воспитание ребенка, множество. Родителям важно уметь контролировать их, ведь именно семья играет самую важную роль в воспитании.

Личная мотивация

Чтобы добиваться поставленных целей и иметь успех, нужна личная мотивация. И развить ее у ребенка — одна из важных задач родителей. Для этого необходимо быть в контакте с ребенком, правильно организовывать индивидуальную и совместную деятельность, использовать нематериальные поощрения. Важно не делать ребенка зависимым от похвалы и неодобрения. Если хвалить только за успехи, а за промахи — упрекать, то вместо мотивации у ребенка разовьется страх поражения.

В мы создали среду для комфортного комплексного развития детей. Наши занятия построены по особым методикам, а педагоги умеют грамотно развить в ребенке личную мотивацию и заинтересовать его.

Субъективные факторы нарушения психического здоровья

К субъективным факторам психических расстройств относятся особенности темперамента, личностные характеристики субъекта, формирующие особенности его отношений со средой и способ реагирования на проявления этой среды в общем и частном, которые относятся к предметным случаям.

А. Томас выделил характеристики темперамента, которые он определил как:

  1. высокий или низкий уровень активности;
  2. упрямство;
  3. отвлекаемость;
  4. низкий уровень адаптивности;
  5. Наличие избегающих тенденций;
  6. Распространенность сниженного фона настроения;
  7. Страх перед новыми ситуациями.

Этот список может быть дополнен такими чертами, как высокий уровень исследовательской активности и высокий уровень креативности. Обе эти черты, превышающие среднюю норму, могут стать причиной серьезных проблем для человека при взаимодействии с обществом.

Однако все перечисленные черты сами по себе не являются причиной психических расстройств. «Сложность» этих черт заключается в том, что другим людям трудно взаимодействовать с их носителем и находить адекватные способы влияния на него. К сожалению, из-за психологической некомпетентности со стороны значимых взрослых ребенок, проявляющий одну из этих черт, довольно часто оказывается в ситуации постоянной неудачи, что почти неизбежно приводит к снижению самооценки и впоследствии оказывает негативное влияние на всю его жизнь. Развитие ситуации отказа происходит поэтапно. Первая стадия: определенные проявления темперамента вызывают недовольство и неодобрение со стороны взрослых — ребенок формирует образ себя как человека, который не может быть хорошим, но желание быть им остается. Вторая стадия: если ситуация отвержения и неодобрения продолжается, уверенность ребенка в себе исчезает, но желание быть «хорошим» остается. Третья стадия: желание «быть хорошим» исчезает, а на его место приходит чувство потери, покинутости, бесполезности, незавершенности. Четвертая стадия: состояние неадекватности сменяется реакцией протеста, которая может принимать крайние дезадаптивные формы (побег из дома, драка). В результате развития этой ситуации у ребенка формируется низкая самооценка, которая имеет огромное, почти решающее значение для формирования и развития личности. Это объясняется тем, что люди с низкой самооценкой воспринимают себя как недостойных внимания и неспособных защитить себя от любой угрозы.

Соответственно, воспринимаемая низкая способность противостоять всем негативным влияниям провоцирует их «появление», поскольку в данном контексте почти все события воспринимаются как угрожающие, а ощущение своей «недостойности» приводит к деформации интимно-личностных отношений. В результате субъект терпит фиаско в личной и профессиональной жизни. Таким образом, в результате ситуации постоянной неудачи у субъекта формируется негативная Я-концепция, слабо развитая рефлексия и отсутствие стремления к самосовершенствованию, что в совокупности составляет ядро психологически нездоровой личности. (Важно помнить, что перечисленные факторы (как объективные, так и субъективные) обычно не встречаются в чистом виде, но в сочетании образуют ту уникальную модель жизни, которую обычно называют судьбой).

Ссылка на основную публикацию
Похожее